Как разрядить аккумулятор электровелосипеда?

аккумулятор электровелосипеда

К сожалению, аккумулятор электровелосипеда, как и другие устройства требует периодического обслуживания. Эти сервисные процедуры сведены к минимуму и если изначально куплено качественное оборудование, то все эти действия не заставят вас тратить много сил и времени.

В процессе эксплуатации может потребоваться полная разрядка аккумулятора.

Для чего нужно разряжать аккумулятор электровелосипеда?

Чаще всего к этой процедуре прибегают на батарее из li-ion банок для поиска «паршивой овцы». Плата защиты BMS постоянно проверяет состояние батареи и измеряет напряжение на каждой ячейке. Если одна ячейка проседает под нагрузкой быстрее других и стремительно разряжается, то плата BMS не сможет понять, в чем проблема и отключит нагрузку со всей батареи. Это приведет к отключению всей сети велосипеда. Происходит это же из-за того, что одна банка просела по ряду определённых причин (не будем вникать глубже в этой статье).

паршивая овца

В итоге из четырех параллельно соединенных банок, одна из них будет повреждена. На ней напряжение падает быстрее других и это легко регестрируется. Для её поиска и нужна разрядка аккумулятора. Когда вся батарея разряжается, можно с помощью мультиметра, выявить мертвую банку, а затем заменить на новую.

Также, полная разрядка батареи может потребоваться, если вы используете в качестве источника питания Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторы, подверженные эффекту памяти. Эффект памяти заключается в том, что аккумулятор не заряжается полностью, если не пройти весь полный цикл разрядка-зарядка.

Помимо этого, разряжать аккумулятор может потребоваться и в случае использования кислотно-свинцового аккумулятора. Этот тип аккумулятора в некоторых случаях требует т.н. тренировки для исключения эффекта сульфатации пластин.

Все эти процедуры требуют процесса разрядки с контролируемыми параметрами.

Как же разрядить батарею подручными средствами?

1. Ознакомьтесь с характеристиками аккумулятора и определите оптимальный режим разрядки. Неправильно выбранный режим не то что не найдет «паршивую овцу», но и уничтожит живые элементы.

Режим разрядки определяется свойствами и химией аккумулятора.

Например, для Li-ion аккумулятора не допустимо достижение разрядных токов на одной банке, превышающих 0,2 – 0,5 от их емкости (в случае использования стандартных не высокомощных банок) и падения напряжения ниже 3 В. Для кислотно-свинцового аккумулятора при тренировке нужно выбирать режим разряда с током 0,1 от его емкости и не разряжать батарею меньше 10 В. Никель-кадмиевые аккумуляторы можно разряжать нагрузкой с х10 от его емкости до напряжения 1 В, а металлгидридные аккумуляторы до х4 от емкости и до напряжения 1 В.

Нужно понимать, что все эти показатели должны быть пересчитаны на каждый элемент питания в системе. Именно исходя из этого выбирается нагрузка для разрядки.

2. Когда есть понимание, как правильно нужно разряжать вашу батарею, самое время подумать о устройстве для разряда.

Можно использовать готовое устройство, а можно смастерить его самостоятельно. Готовое устройство – это устройство типа IMAX b6, а самодельным может стать даже обычный чайник или утюг.

Устройства типа IMAX обладают большим удобством использования и рядом регулируемых параметров для аккумулятора каждой химии, однако они довольно слабенькие и с большими батареями не справятся. Кроме того, потребуется подключать балансиры, что не особенно удобно.

imax b6

Любители электротранспорта порой любят пошутить и делают электрические табуретки и электрические стулья. Берется кусочек высокоомной проволоки, замеряется её сопротивление и дальше она используется как нагреватель, а соответственно и как потребитель тока. Дальше всё рассчитывается по закону Ома. Не страдайте максимализмом. Не всегда требуется именно утюг. Иногда по расчёту получается, что достаточно взять лампу накаливания.

3. Если вольт-амперные характеристики позволяют подключать к аккумулятору утюг или чайник, то делается это тоже крайне просто. Не нужно удивляться, что чайник рассчитан на работу в сети 220 В. Нам важно, что в чайнике нет никакой лишней электроники, т.е. подключая его как нагрузку, мы имеем прямой доступ к его спирали. Кстати, чайник разбирать и ломать не нужно. Просто подключите к батарее розетку и включайте в неё мощный потребитель. Берем вывод аккумулятора и вешаем на него нагрузку в виде утюга.

схема аккумулятора электровелосипеда

В случае наличия платы защиты у батареи – нагрузку вешаем прямо через плату защиты. Плату защиты можно и отключить, а нагрузку вешать прямо на саму батарею. В этом случае нужно крайне внимательно проверять напряжение на каждом элементе при разрядке. Ведь так опять можно уничтожить всю систему.

Если возникает вопрос, как подключить потребитель к аккумулятору, то тут тоже особенной мудрости не нужно.  Часто смущает плата BMS. Плата обычно подключена к отрицательному выводу системы. Т.е. вывод с BMS – это минус аккумулятора. Положительный же провод или плюс, пускается прямо на потребитель.  Если BMS отсутствует, то всё ещё проще – вешает на два силовых провода наш потребитель. Полярность в обоих случая не играет никакой роли.

Ну и не забывайте — всё, что вы делаете со своей батареей, вы делаете на свой страх и риск! 

 

Комментировать