Интроцикл

2i1

История велосипеда началась чуть менее двух веков тому назад. Рисунки и фотографии первых двухколесных устройств кажутся современному человеку странными и необычными. Велосипед не сразу приобрел тот вид, который он имеет сейчас. На пути развития встречались порой более оригинальные конструкторские решения. Некоторые из них похожи на фантастические машины из современных фильмов и сложно представить себя за рулем такого устройства. Одним из самых неожиданных и одновременно интересных конструктивных решений является интроцикл.

В конце 60-х годов XIX века начали появляться первые модели так называемых интроциклов – велосипедов с одним колесом. В отличие от юнисайкла, велосипедист при езде на таком устройстве располагался внутри колеса, которое имело огромный диаметр.

Новаторская для того времени идея овладела умами конструкторов и изобретателей, начав быстро развиваться. В 1969 были запатентованы сразу три модели интроцикла. Одна из них, принадлежавшая американцу Ричарду Хеммингу, предполагала кручение педалей как ногами, так и руками, и имела навес от дождя.

Вторая конструкция была предложена Аленом Грином и Елисеем Дайером. В отличие от других моделей, она была двусторонней, водитель мог поместиться внутрь, разъединив две половины и после скрепив их снова. Неудобство, сильная вибрация при езде и трудность балансирования сделали эту модель непригодной для использования.

Третий патент принадлежал американцу из Минессоты Льюису Харперу. Его конструкция во многом повторяла изобретенные ранее модели интроциклов, авторы которых на сегодняшний день неизвестны.

Этот же конструктор в 1892 году запатентовал другую модель интроцикла, сильно отличающуюся от предыдущей. Она явилась усовершенствованной моделью Грина и Дайера, обладающей, тем не менее, тем же набором недостатков.

В 1896 году Арчибальдом Шарпом была предложена модель двухместного интроцикла, а в 1897 американец Вернон Ванабл придумал прообраз современного велотренажера – устройство, где маленький велосипед располагался внутри большого моноколеса.

Практически все модели первых интроциклов были оборудованы тормозами, блокирующими вращение большого колеса. Однако конструкция не позволяла полностью остановить ход устройства, в следствие чего ездок при торможении совершал несколько оборотов вместе с колесом. Из-за несовершенства и неудобства в использовании интроцикл не получил распространения и был вытеснен обычными двухколесными велосипедами, конструкция которых в то время становилась все более совершенной.

Гораздо лучше обстояли дела с моторизированными моделями интроциклов, первая из которых появилась уже в 1904 году. В 1910 году был создан интроциклконструкции Эдисона-Путона. Его восстановленная и реконструированная модель сейчас хранится в музее города Зинсхайм.

В двадцатых годах прошлого века эти модели были усовершенствованы настолько, что могли развить скорость до 150 км/ч. Их конструкция уже мало чем отличалась от конструкций современных самодельных интроциклов с мотором. В середине и конце XX века в различных технических журналах периодически появлялись различные модели моторизированных интроциклов, среди которых встречались самые разнообразные решения: с грузовыми площадками, с сиденьями для пассажиров, дополнительными колесами и так далее. Были попытки создать специализированные модели, предназначенные, например, для катания с гор или по воде, и даже для использования вооруженными силами.

Однако массового распространения интроцикл так и не получил, не выдержав конкуренции с более совершенными транспортными средствами. Энтузиасты продолжают работать над новыми решениями, создавая модели для любителей экстремальной езды. Например, моторизированный интроцикл американского изобретателя Керри МакЛина оснащен 40-сильным двигателем, четырехфутовым колесом и способен разгоняться более чем на 100 км/ час.

Можно предположить, что эра развития интроциклов пока еще находится где-то в будущем. Мнение разделяют некоторые авторы фантастических фильмов, где интроцикл выступает совершенным средством передвижения. Например, в одном из сюжетов «Звездных войн» генерал Гривус спасается бегством от Оби-Вана на интроцикле, а в фильме «Люди в черном-3» интроцикл становится средством передвижения главных героев. В одной из серий «South Park» изобретенное сельским учителем средство передвижения «Это», как две капли воды похожее на интроцикл, перевозит людей с огромной скоростью, что ставит под угрозу существование американских авиакомпаний.


Widget not in any sidebars

Комментировать