Алюминиевые сплавы для велосипедных рам. Современные алюминиевые сплавы.

Современное велостроение активно использует алюминиевые сплавы для изготовления велосипедных рам. Известно несколько особенно широко применяемых алюминиевых сплава. Так какой же именно алюминиевый сплав лучше подходит для изготовления рамы велосипеда и раму из какого сплава лучше выбрать?

Всё довольно просто. Разница кроется в технологии получения готового изделия. Но давайте рассмотрим всё по порядку.

Сперва нужно разобраться, какие именно сплавы алюминия используются для изготовление велосипедных рам сегодня?

Таких сплавов несколько и вы наверняка сталкивались с их своеобразной маркировкой, которая нанесена прямо на раму. Чаще всего встречаются такие обозначения, как Al6061 и Al7005. Довольно редко можно встретить обозначение Al7075. Иногда эти аббревиатуры записываются немного иначе. Выглядит это следующим образом – 6061T6, 7005T6 и соответственно 7075T6.

Что же означает эта маркировка? Маркировка определяет химический состав сплава, а в случае указания дополнительной буковки Т6 указывает и на тип термической обработки. Указанный тип записи используется для обозначения именно алюминиевых сплавов. Все эти сплавы относятся к дуралюминам. Дюрали — это сплавы, основными компонентами которых являются медь и, собственно, алюминий. Помимо этих компонентов добавляются и прочие легирующие добавки. Эти сплавы характеризуются хорошей способностью к деформированию и механической обработки.

Я не буду забивать вам голову излишним количеством таблиц с непонятными для простого читателя показателями, а просто кратко опишу достоинства и недостатки каждого из сплавов.

Итак, как мы увидели, чаще всего приходится иметь дело с такими сплавами, как 6061, 7005, 7075. Все эти сплавы – дуралюмины. Все они используются в обработанном состоянии, т.е. подвергались термической обработке. Это может быть и не указано в маркировке, а может и указываться дополнительно в виде той самой магической буковки Т6. Именно это указывает, что сплавы подвергались закалке с последующим искусственным старением. Но, ещё раз повторю, что даже без указания этой информации в марке надо знать – в исходном состоянии такие сплавы не употребляются.

Все указанные сплавы имеют русские аналоги. Вероятно, для пользователя будет проще воспринимать наш отечественный стандарт. Поэтому, запомните, что сплав 7005 это эквивалент сплава 1019, сплав 6061 – это практический полный аналог АД33. Ну и высокопрочный алюминиевый сплав 7075 в нашей стране называется сплавом В95.

Все эти сплавы имеют примерно одинаковый диапазон механических свойств. Отличается лишь алюминий 7075 – этот сплав значительно прочнее и менее пластичен. Но используется он редко и такая рама вряд ли вам встретится.

Для человека, который не знает, какую раму или велосипед с какой рамой лучше выбрать, нужно запомнить самое важное. По большому счёту, абсолютно всё равно, из какого именно сплава будет изготовлена ваша рама. Все алюминиевые рамы обладают примерно одинаковыми свойствами и за годы эксплуатации выяснено, что особой разницы нет. Но есть незначительные различия. А какие различия есть между Al 7005 и Al6061?

Всё тоже довольно прозрачно. Сплав 6061 обладает наилучшими показателями с точки зрения обработки и механических свойств. Этот сплав хорошо сваривается и высокотехнологичный. Соответственно, производитель выбирает именно этот материал. Поскольку свариваемость этого сплава великолепная и обрабатывается он отлично, то и пользователь может рассчитывать на более высокое качество рамы. Тогда как сплав 7005 хоть и обладает близкими механическими свойствами, но сваривается значительно хуже своего аналога 6061. Соответственно, при прочих равных условиях, для изготовления рамы из 7005 алюминия требуется более качественное оборудование и отработанный технологический процесс, которым обладает далеко не каждая фирма. Как следствие, мы имеем море информации в сети, что рамы из 7005 алюминия часто и сильно трескаются, а также имеют предел использования 5 лет. Да, такая тенденция известна. Но причина её не в разительных отличиях этих двух материалов, а в отсутствии необходимой методики обработки алюминия 7005. Это приводит к появлению зон перегрева при сварки и прочих неприятных последствиях, что объясняет появление трещин в зоне термического влияния сварного шва.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что лучше выбрать раму из алюминия 6061 или АД33. Рама из алюминия 7005 не обязательно плохая, но есть незначительный (читаем правильно – незначительный) риск натолкнуться на не совсем качественный образец. Если у вас остались какие-то вопросы, откройте марочник сплавов и проверьте уровень механических свойств для этих двух сплавов.

Особняком тут стоит сплав 7075. Встречается он совсем редко. Но встречается. Чем он интересен? Он хорош тем, что сплав В95 и алюминий 7075 обладает более высоким диапазоном всех механических свойств. Однако сплав менее технологичен. И свариваемость этого сплава ещё меньшая, чем у сплава 7005. Если алюминий 7005 недобросовестный изготовитель порой ухитрится кое-как слепить, то сплав 7075 банально не получится сварить стандартными способами. Именно поэтому, редкий производитель берется за это дело, а если берется, то вынужден доводить его до конца и делать приличную раму по всем канонам. Тем не менее, я бы советовал воздержаться от выбора такой рамы. Рамы из 6061 ходят очень неплохо и имеют приличный ресурс. Тут в целом и нет особой необходимости выискивать 7075. А вот переплата будет ощутимая.

Таким образом, приходим к выводу, что лучшим сплавом для велосипедной рамы, из используемых сегодня, так и является алюминий 6061.

Помимо этих широко известных материалов есть и так называемые скандиевые рамы. Что это такое? Конечно же, никакой это не скандий. Это сплав алюминия и скандия. Рамы эти действительно лучшего качества и материал этот более перспективен. Но цена нещадная, а количество подделок огромное.

 

 

Комментировать