Катание на горном велосипеде за годы своего существования обрело огромное количество стилей. Все стили катания на горном велосипеде так или иначе можно назвать экстремальными. Среди них особое место занимает кросс-кантри или XC (Напомним, что буква X традиционно означает слов кросс, ну а C – это country).
Причин для этого несколько. Во-первых, это один из самых старых стилей. Ведь на заре развития горного велосипеда стремления к борьбе с гравитацией не настолько ярко ощущалось, как это происходит сегодня. Во-вторых, кросс-кантри является одной из немногих именно спортивных дисциплин. С 1996 года соревнования по XC проводятся в рамках олимпийских игр.
Этот стиль обладает самым большим количеством последователей среди любителей горного велосипеда. Травматичность тут самая низкая, а вполне приличный велосипед можно купить за треть стоимости байка для даунхилла. Но ключевое слово здесь именно приличный, а не хороший. Именно в этом направлении всегда преобладают высокие технологии, а как следствие – и значительно более дорогая техника.
Как и другие стили, этот стиль есть и у лыжников, и даже у бегунов.
В вело сообществе ошибочно распространено мнение, что кросс-кантри – это самый позорный легкий стиль катания на горном байке и что кататься таким образом может даже ребенок. Этот слух распускается приверженцами более экстремальных видов катания и не подкреплен абсолютно ничем. Часто тролли даже не располагают всем объемом информации о том, что есть настоящее кросс-кантри, а сами катаются именно по трассам, которые являются элементов трасс XC. При этом, спортсмен в стиле кросс-кантри способен проехать эту трассу на хардтейле с ходом вилки 80 мм, а тролль с трудом проедет и на монстре с ходами 200/200. Само собой, более вменяемые велосипедисты никогда не высмеивают этот стиль. Если же такое желание осталось, то предлагаем вам проехаться по трассе с соревнований по кросс-кантри и оценить свой реальный уровень. После такого амбиции немного под утихают.
Трасса для кросс-кантри
Исходя из ранее написанного, было бы интересно узнать, какие трассы характерны для этой дисциплины? Трассы здесь самые разнообразные, кроме того в последние годы наметилась тенденция включения более сложных участков, свойственных экстремальным дисциплинам. Например, появились секции камней и дропы. Помимо этого, на траектории встречаются и сложные подъемы, и резкие спуски, и форсирование рек вброд. Эта дисциплина использует самые интересные варианты трасс, где изобилуют природные препятствия. Чаще всего мы имеем синглтрэк, который изобилует естественными препятствиями.
Существует несколько вариантов трассы для кросс-кантри: классическая гонка (несколько кругов по 5-10 км), шорт-трек (несколько кругов по 3-6 км), марафон (трасса до 120 км) и гонка на выбывание.
Погодные условия редко учитываются, а чаще всего добавляют в заезды особую остроту. Эти гонки успешно проводятся в любое время года, а снег или дождь никак не влияют на их проведение.
В последние годы трасс для этого вида спорта становится всё больше и больше. Новые трассы появляются и в Московских лесопарках или подмосковных лесах.
Кстати говоря, к кросс-кантри некоторые относят также бэккакнтри (или эндуро) и апхилл. И если первая дисциплина явно ближе к фрирайду, то апхилл — это именно xc. Смысл в том, что спортсмены штурмуют сложные подъемы на время или на выбывание.
Велосипед для кросс-кантри
Байк для кросс-кантри обычно представляет собой легкий прочный хардтейл или корткоходный двухподвес. Вес всего велосипеда составляет около 9 кг. Ходы подвесок колеблются в диапазоне 80-100 мм. Он оснащается всем набором передач и гидравлическими тормозами со средними роторами. Чаще всего используются контактные педали. Обязательное требование – минимальный вес с максимальной прочностью всего велосипеда. Ведь достаточно вспомнить трассы для XC и сразу становится ясно, какой велосипед необходим. Этот агрегат должен позволять легко забираться на сложные подъемы, проезжать сложные секции с корешками и корнями, быть легким и при этом отлично держать спуски. В добавок к этому не должно быть лишнего веса и препятствий педалированию. Именно в этой дисциплине изначально стали использоваться найнеры и велосипеды с колёсами 27,5 дюймов.
Экипировка и тренировки
Из экипировки спортсмены стараются также взять с собой как можно меньше лишнего. Ведь всё это вес. Используется классический шлем-улей и облегающая одежда. Защитные наколенники и налокотники не используются. На велосипеде при необходимости могут устанавливаться осветительные приборы.
Спортсмен должен обладать отличной физической формой и быстрой реакцией на все изменения трассы. Соответственно, в классическом понимании – это именно спортивная дисциплина, ориентированная на постоянную работу над собой, своим организмом и сложные тренировки. Конечно же, никто не запрещает кататься в своё удовольствие, но тогда это больше будет похоже на трейлрайдинг.
Кросс-кантри выделяется среди других дисциплин некоторой романтичностью и своей близостью истинному маунтибайку. Ведь изначально основная идея горного велосипеда – это возможность проехать там, где не смогут другие. Кроме того, в условиях отсутствия подъемников и подготовленных трасс кантрийцы обладают куда более обширными возможностями, чем другие вело коллеги.