Велосипед и проблемы с коленными суставами

Как известно, велосипед оказывает только положительное влияние на здоровье. Кроме того, недавние исследования показали, что регулярные занятия велоспортом замедляют старение и укрепляют сердце.

Между тем, как и во всех вопросах, есть и обратная сторона медали. Неправильная посадка на велосипеде и игнорирование простых правил катания, приводят к проблемам с коленными суставами. «Болят колени» — это чуть ли не профессиональная травма.

колени и велосипед

Сразу хочу оговориться, я не имею медицинского образования и всё сказанное ниже будет являться только моим (к сожалению, неудачным) опытом. Поэтому, если люди компетентные в рассматриваемых вопросах дополнят эту статью, то буду благодарен. Но так или иначе, считаю данный материал полезным и надеюсь, что ознакомление с ним убережет катальщиков от многих проблем. Статью также можно было бы назвать «как афтор свои колени ушатал».

Услышать про колени можно не от всех велосипедистов и не у всех даже неправильная посадка вызывает какие-то проблемы, но повредить коленные суставы можно очень легко.

Давным-давно известно, что есть так называемая правильная посадка на велосипеде. Смысл этой посадки в том, что коленные суставы не перегружаются, мышцы работают правильно и велосипедист может долгое время педалировать без усталости и вреда для здоровья. Именно правильная посадка является залогом безопасности ваших коленей. Или правильнее сказать — это один из главных факторов. Нарушение этого правила приводит к возникновение ряда проблем.

низкая посадка рама S

Одно время была модной очень низкая посадка на рамах неподходящей ростовки. Например, покупал человек с ростом 180 см раму с ростовкой «S» и сидушку опускал буквально на уровень системы. Делалось это, очевидно, для удобного выполнения трюков. И в целом-то, всё верно. Экстремальное катание требует низкой посадки и уверенного контроля над байком. И посадка сама для некоторых дисциплин именно что правильная. Однако, низкая посадка не предусматривает активного педалирования. Но получалось немного иначе. Катались мы, например, в Орехово, а до этой точки ехать, скажем, 15 км от дома. И велосипедист, чтобы попрыгать, вкручивал все эти 15 км в горки и по плоскости на низкой сидушке, когда колени упирались ему в уши. Если накат был приличным, а каденс держался в рамках допустимого, то вреда особенного не было. Но вот вкручивать в гору на такой посадке очень вредно для коленных суставов.

Я и сам имею негативный опыт от такого катания. Прокатавшись пару месяцев подобным образом, у меня заболели суставы и болят теперь регулярно от любой перегрузки или неправильного движения. Соответственно, выделим первый пункт – для сохранения здоровья коленных суставов на велосипеде следует строго соблюдать правила правильной посадки. Исключения составляют специальные велосипеды, используемые ТОЛЬКО для определенного типа тренировок и на трассах.

Следующий важный пункт – это соблюдение допустимых нагрузок. Передачу нужно выбирать таким образом, чтобы колени не перегружались. Крутить должно быть относительно легко. Есть одно правило – если физическое развитие не позволяет без ощутимого ущерба перемещаться с низким каденсом, то лучше высокий каденс. Иными словами, лучше крутить педали быстро и ехать медленнее, чем, треща коленями, крутить с огромной силой. Это очень важное правило, особенно при длительных поездках.

Очень сильно может упростить ситуацию педалирование стоя. Это движение похоже на стандартный режим работы коленей при хождении пешком. Предположительно, поэтому оно наименее губительно.

Соответственно, всё сказанное можно объединить в несколько важных пунктов – для здоровья коленей обязательно соблюдайте правильную посадку, не перегружайте суставы при движении в гору (если вы не натренированы) и выбирайте правильный каденс, а также при активном катании нужно использовать наколенники.

При падениях именно колено воспринимает львиную долю нагрузки. Правильный наколенник защитит сустав и не позволит ноге вывернуться в опасной плоскости.

Есть ещё один важный момент. При длительном катании нужно избегать обезвоживания. Коленные суставы (как и другие суставы) аналогично шарнирам автомобиля требуют смазочных материалов. Когда количество жидкости в организме недостаточное, суставы не получают должного уровня смазки и начинает истираться хрящевая ткань. При неблагоприятных условиях можно стереть всё колено и долгое время потом восстанавливать эти ткани. Поэтому, всегда старайтесь равномерно пить воду или изотоники во время долгих поездок.

Надеюсь, приведенные советы будут для вас полезны и защитят от негативных последствий. Следите за выполнением описанных правил и велосипед будет приносить только пользу и приятные ощущения.