История велосипеда

Часто можно услышать фразу: «не нужно изобретать велосипед». Но если не изобретать велосипед, как добиться усовершенствования. Давайте посмотрим, как изобретался велосипед, сколько было сделано его различных модификаций, сколько раз велосипед был изобретен заново и насколько это долгий и сложный путь! Узнать историю велосипеда будет полезно и интересно. Особенно если учесть, что многие технологии дошли до наших дней почти без изменений.

Появление велосипеда точно не датировано, поскольку в трудах многих ученых древности можно встретить заметки и чертежи технических устройств, внешне напоминающих велосипед. Так, на обложке тетради с записями великого Леонардо Да Винчи был обнаружен чертеж, выполненный от руки, где изображался аналог современного велосипеда. Устройство уже имело цепную передачу и приводилось в действие мускульной силой ездока.

Велосипед Леонардо Да Винчи
Велосипед Леонардо Да Винчи

Деревянный самокат без рулевой

Ранним предшественником велосипеда были деревянные самокаты на двух колесах, расположенное одно за другим. Время их возникновения точно не известно, но изображения таких самокатов встречаются даже на очень старых фотографиях. Первые конкретные сведения об изготовлении самокатов, на которых можно было передвигаться, сидя верхом и отталкиваясь ногами от земли, относятся к 1761 году. Интересно, что в последние годы популярными стали беговелы, которые полностью повторяют по логике работы эти древние деревянные самокаты. Часто детей начинают учить кататься именно на беговеле, так как это позволяет наработать основные двигательные навыки.

Деревянный велосипед

В Германии такой самокат был построен из дерева Михаэлем Касслером. В 1791 во Франции тоже был изготовлен подобный самокат. Самокаты строились и в России, но упоминаний и информации про них сохранилось крайне мало.
Интересной особенностью такого самоката является то, что у всех этих устройств не было управляемого переднего колеса. В те времена, изготовление рулевой колонки казалось очень сложной задачей. Велосипед сколачивался буквально из досок «как оно есть». Соответственно, важным усовершенствованием было изобретение, запатентованное Карлом фон Драйзом. Именно он построил несколько самокатов с управляемым передним колесом. Но принцип передвижения оставался пока прежним. Сам Карл фон Драйз использовал самокаты для объезда владений. Он был лесничим.
Шло время, и самокаты с управляемым колесом приобрели популярность во Франции и Англии, полностью вытеснив свои безрульные аналоги. Теперь их использовали для спортивных целей. Английские самокаты, в отличии от немецких, имели уже металлическую раму.

Читайте также на KryptoBike:  Нужны ли велосипедисту очки? Личный опыт

Велосипед Кулибина

велосипед ивана кулибина

Пока за рубежом все колесили на самокатах, русский ученый Иван Кулибин разработал аналогичное устройство, но уже с педалями. В 1752 г была создана «самобеглая коляска» или Самокатка, которая приводилась в движение при помощи самых обычных педалей. Однако прошло ещё немало лет, прежде, чем педальный привод появился на классических самокатах.

Первым шагом к этому изобретению стало велосипедов типа «Паук».

Велосипед типа «Паук»

Поскольку создание полноценного привода было довольно сложной задачей, первые велосипеды использовали конструкцию велосипеда, которую нынче можно встретить в цирке. Огромное переднее колесо (что делалось для увеличения плеча колеса) и прямая кривошипная передача, как сейчас делают на трёхколёсных велосипедах.

велосипед паук

Впервые шатуны с педалями были поставлены на ось переднего колеса в 1850 г (создатель Ф.Фишер). Это упростило конструкцию, но сделало передвижение не удобным, т.к. переднее колесо совмещало и функцию поворота и движения.
За счёт своего неказистого внешнего вида, велосипед приобрел название «Паук». Человек, который на нем перемещался, семенил ногами с шатунами и со стороны был отдаленно похож на гигантского паука. Этот велосипед был сложен в управлении и катание на нем могло оказаться опасным. Стоит ли говорить, что механизма свободного хода ещё не существовало.

Во Франции в 1853 г каретным мастером П.Мишо начато серийное изготовление велосипедов с передним приводом. Им же впервые созданы тормозные колодки на заднем колесе и амортизированное пружинами седло. Тогда же укрепилось французское слово велосипед (велокс-быстрый,пед-нога; латин.).

Разработка современного велосипеда

Первым шагом к современному велосипеду было создание крайне сложной конструкции вращения заднего колеса через тяги и рычаги. Этот механизм стал прообразом приводной цепи.

После долгих конструктивных модификаций, в 1868 году французская фирма Мейр выпустила велосипед с цепной передачей на заднее колесо. Эта конструкция используется и сегодня без существенных доработок.

Читайте также на KryptoBike:  Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности

велосипед мейр

Важные усовершенствования в конструкцию велосипеда внес англичанин Лоусон (1847).Был уменьшен диаметр переднего колеса, что уменьшило массу и позволило расположить седло на центре рамы. Колеса с этого дня стали одинаковые.

В 1900 году в Англии появляется модель колеса с расположением спиц по касательной, относительно окружности втулки, что придало колесу высокую прочность. Рама теперь делается из стальных труб и подшипники качения используется во всех втулках.
В 1888 году французом Данлопом была изобретена пневматическая шина, которую мы привыкли видеть на всех современных устройствах.
В 1898 году во Франции изобретен механизм свободного хода-трещетка. После был изобретен тормозной механизм, встраиваемый в заднюю втулку.

В 1906 году французом де Винье предложен цепной переключатель для переключения передач. Конструкция претерпевала немало изменений, но дошла до наших дней практически в неизменном виде.

велосипед наука

Надо отметить, что развитие велосипеда оказало влияние на развитие другого транспорта. У велосипеда заимствованы такие конструкции, как пневматические шины или цепная передача. Даже сейчас велосипедная промышленность остаётся эпицентром концентрации высоких технологий. Постоянная гонка за увеличение прочности материала при его наименьшем весе привела к большой концентрации ученых в сфере велостроения.