Задний переключатель. Настройка и характеристики

per1

Задний переключатель скоростей (derailleur) — устройство, предназначенное для изменения передаточного отношения трансмиссии велосипеда. Говоря понятным языком — переключение скорости. Фактически это подразумевает перемещение цепи с одной звезды кассеты на другую. Дополнительно задний переключатель натягивает цепь.

Если вы решили заняться его настройкой, то предварительно полезно прочитать статью о том, как правильно переключать скорости на велосипеде. Ведь неправильное использование переключателя — одна из причин его частой поломки.

Перемещение переключателя вместе с цепью в одном направлении осуществляется посредством натяжения тросика, а в обратном — с помощью возвратной пружины. Перемещение переключателя инициирует передвижение цепи вслед за ним.

Большинство современных скоростных велосипедов оборудуются именно таким устройством для переключения передач. За долгие годы службы эта система зарекомендовала себя только с положительной стороны. Она проста в обслуживании, удобна, имеет вполне приемлемую стоимость  и низкий вес.

Для того, чтобы научиться обслуживать задний переключатель, нужно понимать некоторые основные принципы его работы.

Для начала нужно уяснить, что переключатель работает наиболее эффективно и корректно осуществляет переключение только при небольших нагрузках. Велосипедист перед переключением должен придать велосипеду значительный момент инерции, который позволит без нагрузки на звездах и цепи аккуратно перекинуть цепь, вращая педали практически в холостую. Дорогие модели переключателей иногда позиционируются как пригодные для непрерывного переключения, однако всё относительно. Поэтому, прежде чем ругать переключатель и начинать бессмысленный ремонт, нужно проанализировать свои ошибки.

Переключение должно осуществляться строго при вращении педалей. Конечно, если переключить скорость без кручения, ничего страшного не произойдет, но при последующем начале движения нужно быть готовым, что цепь перескочит на другую звезду. При этом, поскольку велосипед будет стартовать и на цепи будут создаваться значительные нагрузки, это вызовет скрежет и сбой в работе оборудования.

Переключатели отличаются друг от друга точностью переключения, весом, материалами из которого они изготовлены, материалом направляющих роликов и многими другими стандартными параметрами, однако важно запомнить, что есть определяющие характеристики, которые нужно знать для правильного выбора и регулировки.

Важные характеристики заднего переключателя

  1. Количество скоростей, на которые он рассчитан. Переключатели на 7-9 звезд не различаются по количеству возможных звезд на кассете, а на 10 скоростей несовместимы с трансмиссией с меньшим количеством скоростей.
  2. Длина лапки. Лапка – это часть переключателя, где размещены ролики и пропущена цепь. Бывают переключатели с длинной, короткой и средней лапками. Короткая лапка подразумевает работу с одной скоростью впереди. Средняя – две скорости. Длинная соответственно рассчитана на три скорости.
  3. Направление действия возвратной пружины – на обычных переключателях цепь перемещается на большую звезду посредством натяжения тросика, а на переключателе с обратной тягой наоборот закидывается вверх возвратной пружиной.
  4. Передаточное соотношение привода переключателя — отношение перемещения переключателя к соответствующему перемещению троса. Shimano использует в своих устройствах соотношение 2:1, а SRAM — 1:1. Из-за этого переключатели Shimano и SRAM обычно не совместимы (хотя это не правило).
  5. Способ крепления к оси втулки – переключатель может быть рассчитан на крепление к петуху, а может крепиться гайкой оси заднего колеса. Последнее практически не используется и встречается сейчас в основном на бюджетных моделях скоростных велосипедов. Однако, есть и дорогие типы подобных переключателей высокого уровня, которые крепятся под гайку. Они позиционируются как особо прочные. Следует отметить, что это правильный подход, посколькуполомка петуха довольно распространенная проблема.
  6. Технология Shadow — с практической точки зрения для пользователя это фактически определяет, будет ли бить переключатель по перу рамы или нет. Любители собирать велосипед своими руками наверное сталкивались с такой ситуацией, когда переключатель бьет по нижнему перу рамы от раскачивания. Проблему в этом случае легко решит переключатель, работающий по технологии Shadow или переключатель от фирмы SRAM, который фактически не может перемещаться по направлению такого удара, упираясь в стопор.

Как настраивается задний переключатель?

Из всего написанного выше следует, что переключатели могут быть несовместимы друг с другом. Однако, при некоторой ловкости рук, можно заставить работать любой переключатель с любой манеткой. Серьезные сложности могут возникнуть только если не соответствует передаточное соотношение переключателя или переключатель рассчитан на большее/меньшее количество скоростей.

Любой задний переключатель оборудован следующими регуляторами. Расположение винтов и общая конструкция могут незначительно различаться внешне, однако принцип работы стандартный. 

  1. Винт H – определяет крайнее верхнее положение переключателя. Не даёт переключателю попасть в спицы или препятствует сбрасыванию цепи в пространство между кассетой и фланцем втулки.
  2. Винт L – определяет крайнее нижнее положение. Препятствует сбрасыванию цепи ниже самой маленькой звезды.
  3. Винт охвата – винт, который упирается в выступ на петухе и регулирует угол охвата цепью звезды. Его следует крутить в случае, если новая цепь на новой кассете начинает проскакивать при больших усилиях. Как правило, должен быть вкручен на половину своей длины (Речь про новое или не изношенное оборудование).
  4. Тонкая подстройка – посадочная точка, в которую упирается рубашка тросика. Вращая этот винт, можно без откручивания основного болта (5), держащего тросик, менять натяжение тросика. Часто полезно для компенсации растяжения тросика.

per2

На фотографии дополнительно отмечены (6. Болт крепления к петуху, 7. Нижний ролик)

Что нужно сделать для правильной настройки заднего переключателя?

  1. Убедиться в отсутствии застывшей грязи в узлах переключателя и возможности его свободного перемещения. При необходимости промыть и промазать WD-40 до восстановления подвижности. Проверить не сточены ли зубья на кассете (если зубы сточены, то при педалировании будет происходить прокручивание цепи по кассете, проскок. Это можно исправить только купив новую кассету). Оценить износ цепи.
  2. Проверить ролики переключателя. Ролики не должны быть сильно изношены и значительно люфтить. В противном случае, добиться корректной работы будет сложно. Ролики должны свободно вращаться. Нужно также удостовериться, что движению приводного тросика внутри рубашки ничто не препятствует.
  3. Проверить нижнюю крайнюю точку (для обратной тяги – верхнюю). Под действием возвратной пружины, еще без тросика, положение винта L должно быть выставлено таким образом, чтобы цепь не сбрасывалась ниже, чем предполагает конструкция.
  4. Проверить натяжение троса. Трос должен быть натянут таким образом, чтобы в крайней точке переключателя, он был натянут и зафиксирован основным болтом. Сила натяжения нужна средняя – трос не должен провисать, но и очень сильное натяжение приведет или к повреждению оборудования, или к неправильной его работе. Тонкая настройка должна находиться примерно в центре своей резьбы. Перед всем этим следует проверить положение манетки (для традиционного переключателя последняя наибольшая цифра) и её соответствие типу переключателя (соответствие направления тяги – для традиционной при переключении вверх в сторону цифры 1 на манетке тросик должен втягиваться внутрь).
  5. Переключить переключателем передачи до верхней крайней точки, зафиксировать предельное положение винтом H. Удостовериться перемещением переключателя руками в сторону спиц, что винт H застопорил крайнее положение.
  6. Оценить охват большой звезды на кассете цепью. Если охват небольшой, это приведет к прокрутке цепи по кассете при больших нагрузках. Слишком большой охват, напротив, приведет к шуму и треску при педалировании и застреванию переключателя на первой звезде.
  7. Добиться стабильной работы переключателя, посредством совместного вращения тонкой подстройки и винта охвата. Винты L и H крутить уже не нужно, они определяют только крайние точки.

 

Комментировать