Зимой на велосипеде

06874-290x218

Для опытного велосипедиста закрытие сезона это всего лишь формальность. С наступлением холодного сезона кататься становится менее приятно, но все равно вполне возможно. Некоторые воспринимают зимнее катание более романтичным, чем летнее. С этим вполне можно согласиться, особенно если день выдается погожий.

Для зимнего катания в первую очередь необходимо подготовить специальную одежду. Потребуется что-то более теплое и уютное. На морозе и холоде самое опасное остыть после того, как сильно вспотел.  Одежду стоит выбирать так,  чтобы сильно не перегреваться. Она должна пропускать воздух, вентилироваться, и быть достаточно теплой. Лучше в начале поездки чувствовать легкую прохладу, чем после того, как тело разогрелось и начало излучать тепло, сильно перегреваться.  Для катания хорошо подходят легкие дышащие лыжные куртки или комбинезоны.

Можно поддевать под обычную осеннюю одежду тонкие шерстяные вещи или термобелье. Нельзя одеваться как капуста, слоев должно быть как можно меньше.

При катании даже при слабых морозах очень сильно мерзнут руки и ноги. На руки лучше надеть шерстяные перчатки, а на них сверху обычные велосипедные или строительные.

С ногами все сложнее. В высоких берцах не очень удобно крутить педали. Несколько толстых носков будут сбиваться и приносить дискомфорт. Как ни странно, оченьудобно и тепло кататься в зимних сапогах типа «Аляска».

Стоит позаботиться и о защите глаз. От холодного ветра они очень быстро начинают слезиться и ощущается дискомфорт. Можно одеть маску или спортивные очки. Поверхность очков или маски часто запотевают, а испарения затем превращаются в лёд. Нужно позаботиться об этом преждевременно и приобрести средство антифог. Также нужно помнить, что существуют и народные средства от запотевания. Для солнечных дней, когда снег искрится на солнце, хорошо подходят очки или маска с затемнением. Зимой солнце кажется еще более ярким, чем летом, поскольку световой поток легко отражается от белого снега.

При катании следует внимательно следить за своим дыханием.  В морозный день вдыхать следует только через нос  даже если не хватает воздуха. Нельзя позволять себе сбивать дыхание. Правильнее снижать темп движения. Если воздух очень холодный, лучше не делать глубоких вдохов.

Следует учитывать, что погодные условия сильно влияют на динамику движения. Там, где летом был грунт и трасса хорошо держала колеса, образовалась наледь. Поведение велосипеда при попадании на лед не всегда однозначно. Ситуацию могут улучшить шипованные покрышки, но и на них не стоит терять внимательность. Частая ошибка заключается в том, что человек просто не ожидает попадания на лед, предполагая, например, что снег окажется мягким и под ним произойдет уверенное сцепление резины и грунта. В решении этой проблемы может помочь зимняя резина. Изготовить шипованную резину можно и самостоятельно.

Сухих поездок зимой не  получится. Даже если на улице мороз, грязь и вода будут повсюду. Не стоит забывать, что когда велосипед окажется в теплом помещении, всё это начнет с него стекать.

Отдельное внимание нужно уделить вилке (всё написанное справедливо и для заднего амортизатора). Если вилка простая по конструкции (например пружина/пружина эластомер), она имеет свойство дубеть на морозе. Полностью перестаёт отрабатывать мелкие кочки и даже удары. Эластомеры дубеют до состояния камня. Это относится и к сальникам. Самые простенькие модели перестают полноценно работать уже и при 0 градусов. Стоит сказать, что не все эластомерки плохо работают в холодную погоду. Более качественные модели работают намного лучше.

Немного лучше ситуация обстоит с масляными /масляно-воздушными /воздушными амортизаторами. Можно добиться стабильной работы и при -20/30 градусах. Однако, масляные амортизаторы и вилки очень капризно ведут себя на морозе, и скорее всего в начале нового теплого сезона потребуется делать полное ТО.  Не стоит удивляться, если из вилки вдруг вытечет масло. С этой позиции эластомерки намного более надежны.

Для того чтобы вилка (амортизатор) на морозе работала более эффективно, следует смазать ноги вилки/шток амортизатора графитовой или силиконовой смазкой (это не даст им дубеть). Следует заменить масло на более вязкое (максимальная вязкость для зимы – 2.5W, хотя для разного оборудования это значение может меняться), перенастроить отскок. Давление в воздушной камере лучше немного увеличить.  На морозе воздух сжимается (коэффициент сжатия не велик).

Также существует миф о хладноломкости алюминия. Хладноломкость – это уменьшение ударной вязкости под действием отрицательных температур. Принято считать, что на морозе, рамы более хрупкие. Но это не более, чем миф. Существующий диапазон температур мало влияет на механические свойства. Мало того, сам алюминий не склонен к хладноломкости. Гораздо сильнее следует беспокоиться владельцем карбоновых рам.

Однако, из большой выборки велосипедистов, реально ни один не жаловался на поломки от холода. Большинство проблем связаны с заржавевшей цепью, просевшими сальниками, потекшим маслом, треснувшей пластмассовой частью (например манеткой) или испорченными тормозами.

Про тормоза можно сказать очень многое. При пониженных температурах хорошо работают втулочные тормоза. Довольно плохо – вибрэйки. Оптимальна по соотношению цена/качество дисковая механика. Гидравлика на морозе также работает стабильно, однако есть некоторый риск, что впоследствии тормоза потекут. Основная проблема — это образование тонкой наледи на ободе или роторе, который постоянно подогревается и становится центром конденсации влаги. Тормоза зимой часто отказывают и жутко скрипят. Этим болеют и дешевые, и дорогие тормоза в разной степени. Хорошим советом будет периодически просушивать тормоза для сохранения их функционирования.

В любом случае, колодки после зимы придут в негодность и потребуется их замена.

Если велосипед ездит на густой пластичной смазке, то можно спокойно откататься всю зиму, а затем вначале нового сезона всё перебрать. Старайтесь использовать густую смазку, подходящую для всех сезонов. Если велосипед смазывается жидкой смазкой, то при активном использовании не забывайте промазывать все узлы хотя бы раз в 2 недели жидкостью для промывки (керосин, WD-40) и наносить новое жидкое масло. Промышленные подшипники вообще не требуют смазки, поэтому владельцам таких втулок следует лишь изредка проливать всё универсальной жидкой смазкой, чтобы не допускать коррозии.

Цепь следует  смазывать чаще, чем летом. Для зимы лучше всего использовать универсальную жидкую смазку. Хорошо подходит WD-40 c литием. Есть специальная цепная смазка для цепи мотоцикла, однако она как правило дорогая и не особенно эффективная. Цепь нужно смазывать после протирки. Не нужно забывать, что WD-40 по сути не является смазкой.

Очень полезно установить крылья. Зимой даже  в морозный день на улицах города грязно. Часто встречаются лужи из реагентов на асфальте.

Дни зимой короткие и тёмные, иногда бывает туман. Даже если выехать, когда ещё светло, далеко не факт, что удастся вернуться до темноты.  Необходимо, чтобы велосипед имел видимые габариты и фонарь на руль. Фонари и габариты на морозе работают  вполне стабильно, но батареи садятся значительно быстрее.

Есть такие приятные вещи, как горячий чай и термос, а в конечной точке маршрута вполне можно развести небольшой костёр и погреться. Следите за состоянием своего организма, ознакомьтесь с основными правилами лечения обморожений, поскольку часто можно отморозить пальцы и даже не заметить это во время катания.

 

Комментировать