Велосипед «Украина»

889ukr

Сложно представить себе человека, катающегося на велосипеде со временем СССР, который ни разу не сидел на таком замечательном велосипеде, как Украина. Украиной кратко окрестили велосипеды, производимые в 60-х и 90 -х годах в Украинской ССР на Харьковском велосипедном заводе имени Г.И. Петровского (ХВЗ).

Из истории завода известно, что в 1923 году Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 объединить заводы Лейтнера и Блейхерта в одно предприятие.  Эта дата является датой рождения первого на тот момент в СССР государственного велосипедного завода.

Ко времени организации велопроизводства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива — стали мастерами и инструкторами, обучали новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах. К концу 1923 года в примитивных условиях и в сложной обстановке небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов. Первые велосипеды опробовали студенты Государственного института физической культуры А. Князев и И. Фрейдберг, которые совершили на них кругосветное путешествие. В 1924 году они отправились на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году. В 1926 году в производство была запущена первая модель популярнейшего и в наше время велосипеда «Украина». К 1941 году завод выпустил 1 млн. велосипедов [по данным энциклопедии Wikipedia].

Многие поколения современных велосипедистов начинали свой велосипедный путь именно с катания на этом чуде советской техники. Примечательно, что название«Украина» закрепилось за одним типом моделей продукции ХВЗ, хотя завод производил огромное количество разных велосипедов. Классической «Украиной» (111-4хх и В-130) принято называть дорожный велосипед с закрытой классической рамой, без переключателя скоростей, с барабанным тормозом, жесткой вилкой, рулем усами и багажником. Миллионы людей использовали эту модель повседневно в течение долгого промежутка времени. Она встречалась на дачах и в городе. Деревенские жители часто выбирали именно этот типа велосипеда. Дети с огромным удовольствием занимались моддингом велосипеда, снимая крылья и багажник, перекрашивая раму и дополняя конструкцию различными трещетками для спиц и прочими радостями типа катафотов. Именно на таких велосипедах «катались через раму», когда ноги не дотягивались до педалей.

Читайте также на KryptoBike:  В какой одежде лучше кататься на велосипеде весной?

9999

*фотография с сайта pikabu.com

Такое распространение описываемая модель  получила не случайно. Сказались не только экономические факторы, но и высочайшая надежность этого велосипеда. Сейчас сложно найти велосипед, соизмеримый по качеству изготовления с Украиной. Стальная рама, которая при этом не очень тяжела, большие колеса и износостойкая резина покрышек. Велосипед служил верой и правдой ни одному поколению велосипедистов. Хранился он часто на дачах, прямо на участке или в холодном сарае. Несмотря на то, что жутко ржавел, всю свою функциональность сохранял. В начале сезона было достаточно проехать пару раз, и все прикепевшие части перемалывали нагар и вновь работали. И действительно, ведь даже сегодня в новый век, на дачах можно встретить уже прадедушкины велосипеды, которые прошли огромный путь и всё ещё на ходу.

Часто рамы (или весь фюзеляж) от ХВЗ становятся базой для интересных проектов кастомов. Рама перекрашивается, на неё навешивается современное оборудование и ставятся новые колеса. Получается прекрасный ретро велосипед или современный моддинг.

99991

*фотография с сайта tourist.kharkov.ua

Когда в России только зарождалось экстремальное катание, шиком было проверить велосипед от ХВЗ на прочность. На них прыгали с крыш гаражей, катались по серьезным трассам и пытались делать трюки. Велосипеды почти уже семидесятилетней давности стойко держали марку качества и опережали дешевые китайские модели, продаваемые в Ашане и на рынках.

Велосипед «Украина»  это живая легенда, которая достойна уважения.

Стоит отметить, что Харьковский велозавод выпускал такие популярные велосипеды, как «Спутник», «Спорт», «Турист», «Старт-шоссе», «Спорт-шоссе».

Сегодня Харьковский велозавод продолжает свою работу и даже выпускает современные горные велосипеды.

 

 

Похожие статьи

Читайте также на KryptoBike:  Соскочила цепь. Что с этим делать?

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.