Как хранить аккумулятор электровелосипеда?

аккумулятор электровелосипеда

Современный электровелосипед в качестве источника энергии использует аккумуляторную батарею. Аккумулятор электровелосипеда на данный момент может быть литий-ионный, литий-полимерный или кислотно-свинцовый.

Все три типа аккумуляторных батарей требуют бережного отношения и тщательного ухода. Особенно важно соблюдать правила эксплуатации в случае использования литий-полимерных аккумуляторов, которые отличаются своей нестабильностью и могут воспламеняться из-за неправильной разрядки или зарядки, а следовательно и неправильного хранения.

Длительное хранение аккумулятора электровелосипеда может потребоваться например в зимний период, когда многие электровелосипедисты закрывают сезон на три или четыре месяца.

Аккумулятор электровелосипеда следует хранить в соответствии с правилами хранения соответствующих типов аккумулятора. Если хранить аккумулятор неправильно, то помимо того, что литий-полимерный аккумулятор становится опасным, все перечисленные типы аккумуляторов могут потерять некоторую часть запаса мощности и выйти из строя. Это одна из причин, по которой следует обращать особое внимание на возраст аккумулятора электровелосипеда и тщательно его тестировать при приобретении. Ведь даже если один элемент питания выйдет из строя, весь аккумулятор придётся перебирать.

Правила хранения аккумуляторов следуют из их конструкции. Конструкция напрямую перекликается с химией элементов аккумулятора и особенностей их саморазряда. Важный момент, который относится ко всем аккумуляторам – аккумулятор лучше хранить отсоединенным от велосипеда.

Правила хранения для разных типов аккумулятора электровелосипеда:

  1. Кислотно-свинцовый аккумулятор

кислотно-свинцовый аккумулятор электровелосипеда

Кислотно-свинцовый аккумулятор электровелосипеда хоть самый старый и сегодня не так часто используемый вариант, но одновременно и самый неприхотливый. Никаких особых требований к хранению не предъявляется. Хранить аккумулятор нужно в теплом и сухом помещении. Единственное правило – кислотно-свинцовый аккумулятор должен храниться в заряженном состоянии. В случае, если аккумулятор разрядится и будет храниться в разряженном состоянии, на пластинах будет происходить сульфатация и аккумулятор может потерять до 50% емкости уже за 2-3 месяца. Соответственно, достаточно заряжать аккумулятор полностью раз в месяц.

  1. Литиевый аккумулятор

Лифер для электровелосипеда

Литиевые аккумуляторы современного велосипеда могут быть литий-ионными или литий-железофосфатными (известны как лиферы). Правила хранения здесь немного сложнее. И основная сложность в том, что такие батареи имеют в своем составе плату BMS, которая сама по себе является потребителем энергии и в идеальном случае должна быть отключена. В нашем случае, владельцы готовых батарей вряд ли смогут реализовать этот пункт, поэтому можно не беспокоиться о BMS.

Хранить такой аккумулятор нужно в теплом (но не выше 20 градусов тепла) и сухом помещении. Литий-ионный аккумулятор на морозе (больше -20) не только теряет заряд, но и теряет свои свойства.

Для длительного хранения аккумулятор не должен быть заряжен полностью. Производители рекомендуют заряжать аккумулятор до 40% номинальной емкости. Это значение очень сложно определить при зарядке аккумулятора стандартным вело зарядником. Поэтому, можно поступить следующим образом – засеките время заряда после полного разряда аккумулятора и зарядите его в течение половины этого интервала, а дальше отключите. В идеальном случае, все «банки» следовало бы проверить мультиметром и добиться напряжения на каждой 3,6 В. Также нужно помнить, что заряд имеет свойство утекать, а аккумулятор соответственно разряжается. Иными словами, эти 40% могут очень быстро стать 20% и менее, а с учетом подключенной платы BMS процесс ускорится. Поэтому, нужно не забывать поддерживать заряд на обозначенном уровне.

Литий-железофосфатные аккумуляторы хранят практически также, как и литий-ионные. К BMS предъявляются в идеальном случае те же самые требования и мы в очередной раз опустим эти требования и не будем отключать плату защиты, т.к. батарея скорее всего промышленной сборки. Но отметим, что этот тип наименее капризен из всего лития. Соответственно, хранение даже при заряде 100% не станет для него фатальным. Однако, производители рекомендуют хранить батарею в прохладе, заряженной на 50% от номинала.

В завершении отметим, что под длительным хранением подразумевается хранение литиевой батареи более 2,5-3 месяцев. Также обязательно помните, что разряд до напряжения менее 2,8 В приведет к фатальному повреждению обоих типов банок.

  1. Литий-полимерный аккумулятор

Литий-полимерные аккумуляторы электровелосипеда

Это самый капризный и одновременно опасный тип аккумуляторов. Повсеместно встречаются случаи их самовозгорания. При этом, есть даже случаи, когда из-за такого самодельного аккумулятора происходил пожар в квартире. Однако, он же остается самым емким! А значит очень интересен для электровелосипедиста.

Липоли нельзя хранить полностью заряженными или полностью разряженными. Для правильного хранения литий-полимерного аккумулятора его нужно зарядить его до полвины емкости (или 3,8 В на банку). В таком состоянии аккумулятор может держать емкость около 2 лет подряд. Но опять же, нужно помнить про плату BMS. Также важно помнить, что не у всех производителей эти сроки 2 года, это сильно идеализированная ситуация.

Температура хранения должна составлять около 20 градусов.

Заключение

При правильном хранении все аккумуляторы прослужат Вам довольно долго. Однако, нужно понимать, что если аккумулятор некачественный изначально, то даже тщательное соблюдение всех правил может не исправить ситуацию.

 

Комментировать