Как выбрать велосипед?

Введение

как выбрать велосипед

Статей про выбор велосипеда написано очень много, но каждый раз мои знакомые, которые выбирают себе новый велосипед в начале сезона, задают одни и те же вопросы. Соответственно, наш проект тоже решил сделать небольшую заметку про то, как выбрать велосипед. Казалось бы, вопрос этот очень простой, но путаница всё равно остаётся. Давайте разбираться вместе.

Для большей простоты мы сняли небольшой видеурок. Если он помог вам разобраться в проблеме, не забудьте подписаться на наш канал 😉

Можно, конечно, полностью положиться на специалиста в магазине. Он даст нужный совет после озвученных требований к велосипеду. Однако, в силу многих причин, не всегда эти подсказчики адекватные. Лучше иметь багаж основных знаний самостоятельно и поменьше слушать советчиков.

Начнем с самых основ. Велосипед, в отличие от автомобиля или мотоцикла – это транспортное средство, которое не предусматривает длительной возни с документами. Но и здесь нужно быть крайне внимательным. При покупке обязательно нужно требовать оформленные соответствующим образом документы. Это, как минимум, потребуется вам при обращении по гарантии. На велосипед должны предоставить инструкцию, книжку сервисного технического обслуживания (часто она совмещена с инструкцией), товарный чек с указанием полной стоимости покупки и паспорт с гарантийным талоном. Номера всех основных компонентов (рамы и вилки) должны быть внесены в соответствующие документы и заверены печатью магазина. Документы могут пригодиться при перепродаже велосипеда или если вдруг велосипед угонят.

Техническое состояние велосипеда

веломастерская

Теперь про техническое состояние и гарантийные случаи. Все новые велосипеды довольно качественные и обычно в неплохом техническом состоянии. Но может обнаружиться и производственный брак. Тогда потребуется гарантия. Например, рама может треснуть или вилка перестанет работать. Такие неисправности исправить самостоятельно уже не получится и нужно требовать обмен. ТО велосипеда – штука простая, но если вы проводите его самостоятельно, то магазин может отказать в гарантии на навесное оборудование. Отказать же в гарантии в случае сломанной рамы магазин не может даже ссылаясь, что ТО проводилось не в магазине.

Техническое состояние нового велосипеда обязательно следует тщательно проверить. Далее мы напишем, как это сделать. Не нужно верить обещаниям доброжелательного продавца, который обязательно будет заверять, что всё просто великолепно и нужно срочно покупать. Если обнаружился крупный недочет, похожий на производственный брак, то от покупки лучше отказаться.

Для примера отмечу, что не так давно я лично покупал новый велосипед в довольно крупном магазине. Несмотря на то, что магазин известный, а велосипед не самый дешевый, я проверил 5 имеющихся в наличии одинаковых моделей. Все они были с одинаковым дефектом. Был производственный брак в системе линков и подвеска качалась руками со стуком. Скорее всего, всё дело было в запрессованных промах. Люфт был небольшой, но такая подвеска раскачается после первой сотни километров и исправить это будет очень сложно. От покупки я отказался, хотя продавец и уверял, что сейчас всё исправит. На практике он обжал намертво шестигранником все линки и люфт переставал чувствоваться, но и линки стали с трудом двигаться. На такие ухищрения покупаться не нужно.

Велосипед должен быть представлен к осмотру в таком состоянии, чтобы на нем можно было сразу взять и уехать из магазина. Соответственно, всяческие недочеты – это сигнал.

Теперь выработаем стратегию, как выбрать велосипед.

Ближе к делу

Сперва нужно чётко решить, в каком стиле вы собираетесь кататься. Все велосипеды принципиально отличаются друг от друга и это уже не новость. Универсальные варианты редко бывают удобными для определённого стиля. Стиль катания на велосипеде показывает то, на что нужно обращать внимание в первую очередь при выборе байка. Например, для даунхилла потребуется мощный двухподвес, а для обычного катания по дорожкам нужен самый обычный велосипед с прямой посадкой. Это целая история. Скажем только, что велосипеды делятся на шоссейные, горные, BMX, дорожные, туристические и детские. Про это мы подробно писали здесь.

Часто люди не совсем представляют, что такое стиль катания и о чем вообще идёт речь. Новичок ещё не сформировался как велоличность. Люди понимают, что кататься например они будут по лесным тропинкам и дорожкам в парке.

Давайте упростим методику выбора и определим, чем вообще велосипеды отличаются друг от друга. Это избавит от необходимости вникать в сложные описания стилей. Далее, мы рассмотрим каждое отличие подробно и тогда сможем сделать обобщенный вывод по каждому параметру.

Перечень основных различий велосипедов

— Уровень оборудования и велосипеда – то, с чего нужно начинать выбор. Определяется бюджетом покупки.

— Предназначение – тот самый пресловутый стиль катания. На первых парах мало важен, но некоторые рамки задать нужно. Скорее всего сегодня лучшим выбором станет горный велосипед начального уровня.

— Размер колеса – наиболее распространены велосипеды с колесами от 14 дюймов до 29 дюймов. Новичку же лучше смотреть на классические варианты типа 20” (для складного велосипеда) или 26”. Чем более распространен размер, тем больше комплектующих.

Тип рамы – рама может быть открытая и закрытая, складная и самая обычная. Различаются и используемые материалы для изготовления. Вам скорее всего попадется алюминиевая рама.

— Тип рулевой колонки – важный параметр, о котором не все думают сразу. Мы будем искать безрезьбовую рулевую.

Количество и тип амортизаторов – самый щекотливый момент. Существуют ригиды, хардтейлы и двухподвесы. Примем как должное, что наличие двух подвесок в бюджетном исполнении хуже одной амортизированной вилки.

Покрышки – могут быть грязевые, зимние или дорожные. Вариантов довольно много и перечислять их отдельно смысла не имеет. Все велосипеды комплектуются неплохим стоковым вариантом.

Ростовка рамы – соотношение геометрических показателей. Важно помнить, что современные горные велосипеды обладают не только разной высотой подседельной трубы, но и разными размерами длины основной трубы рамы, разными углами наклона и т.п.

Количество скоростей – очевидный и понятный параметр. Гнаться за количеством не нужно!

Тип и уровень навесного оборудования – какие установлены переключатели скорости и насколько они эффективны, какой класс оборудования используется.

—  Тип и качество установленных тормозов – гидравлика или вибрейки, а может быть барабан? Так или иначе. Тормоза должны быть надежными и качественными!

— Каретка и втулки – определяет долговечность конструкции и комфорт движения. Про это подробнее ниже.

— Тип седла – определяет удобство эксплуатации. Для разных стилей нужны разные седла. Для начала нужно что-то равновесное.

— Тип установленного руля – про это уже написана целая статья. Новичку вникать не стоит. Главное помнить про удобство.

— Наличие креплений для багажника – важный параметр для тех, кто использует велосипед как транспорт.

— Наличие крыльев или возможность их установки – не менее важно для любителей круглогодичного катания. Без крыльев зимой лучше не вылезать.

— Вес – общая масса велосипеда в снаряженном состоянии. Чем он меньше, тем лучше. Но новичку не стоит сильно в это углубляться.

— Эргономика – не менее важный параметр. Есть велосипеды, у которых вроде всё отлично, а на практике пользоваться ими не удобно. Один лишний градус рулевого стакана и велосипед уже не тот.

Параметров очень много и пока никакой ясности в вопросе выбора наверняка не появилось, поэтому обязательно нужно обсудить каждый пункт отдельно.

Уровень оборудования и велосипеда

Как и везде, велосипеды бывают бюджетные и продвинутые. Это как музыкальные системы или класс автомобиля. Вроде всё тоже самое, а ехать приятнее на оборудовании более высокого класса и надежность ощутима. Кроме того, немаловажно и понимать, что некоторые примочки доступны только владельцам дорогого оборудования.

Вовсе не правильно думать, что хороший и надежный велосипед дешево купить невозможно. В каждой ценовой группе есть свои неплохие представители. Ошибочным является другая ситуация. Человек находит дешевую модель велосипеда, которая не может быть настолько дешевая при заявленных характеристиках. Например, двухподвес оказывается в ценовой группе хардтейлов.

Поэтому, в первую очередь, нужно изучить рынок и составить примерный бюджет на покупку. Пока мы не обсудили основные компоненты, достаточно просто представлять какая будет цена у велосипеда каждого класса. Сколько будет стоить ригид, хардтейл или двухподвес.

Производитель велосипеда также часто определяет качество и уровень велосипеда. Например, как мы писали в статье про велосипеды Стелс, велосипеды этой фирмы выделяются на фоне других бюджетных моделей хорошим качеством. Обращать внимание стоит и на велосипеды Stark, Merida, Norco, Kona, Giant, Haro и многие другие. В целом, производители сейчас все имеют неплохой уровень продукции. Но это касается только средних моделей. Так, велосипеды со страшными названиями и кричаще низкой ценой мало куда годятся.

Также различается уровень навесного оборудования. На одной и той же раме может быть навешено совершенно разное оборудование – переключатели и манетки, а также тормоза. Это определяет их надежность и уровень работы. Поэтому, часто можно увидеть в продаже одинаковые на первый взгляд велосипеды, но за разные суммы. Это отличный способ сэкономить и купить надежный велосипед. Выбирайте заведомо надежный велосипед со среднем оборудованием. Ведь обвеску можно заменить, а замена рамы или вилки часто эквивалентна покупке нового байка.

У каждого производителя (которых, к слову всего два – Shmano и Sram) своя шакала уровней. Чем выше уровень тем лучше работа.

Есть и ещё один интересный момент. Если вы ещё только начинающий, внимательно изучайте модели велосипедов прошлых лет. Иногда в магазине можно найти завалявшийся велосипед двух-трехлетней давности выпуска с отличным обвесом и надежной рамой, но хорошей скидкой. Ведущие производители выпускают обновленные линейки ежегодно, а вот старое распродается дешевле. И если для профессионала вносимые изменения значимые, то для новичка – это мелочи.

Читайте также на KryptoBike:  Что делать, если скрипит велосипед

Предназначение

На первом шаге у Вас должна сформироваться картина по общей стоимости велосипеда. Теперь подумаем, а как планируется кататься? Если только по улицам и спокойно – смотрим дорожные велосипеды. Если нужно доехать быстро, а качество асфальта хорошее, то покупаем шоссейный велосипед. Если в катании предполагаются поездки по грунтовым дорогам – это автоматически переносит нас в сферу горного велосипеда. Душа просит экстрима – смотрим BMX и горные для экстремального катания. Выбрать подходящий велосипед по стилю катания совсем не просто и если пользователь начинающий, то ему достаточно хотя бы выбрать основное направление, а потом развиваться в его рамках и менять велосипед. Выбрав примерное направление своего поиска, определим среднюю цену велосипедов в этом диапазоне.

Например, мы планируем кататься по лесным тропинкам с корешками и по асфальту добираться до места катания. Смотрим велосипеды для кросс-кантри с двумя подвесками и небольшим ходом подвески (около 100 мм).

Размер колеса

Определяет удобство использования велосипеда и место, которое он занимает дома. По поводу оптимального размера колёс много споров. Для каждого стиля катания удобно использовать определенный размер. Например, велосипеды BMX преимущественно выполняются с колёсами 20 дюймов, а дорожные велосипеды частенько имеют колесо 29 дюймов. Новичку нет смысла слишком глубоко вникать в споры про оптимальные размеры. Однако, нужно исходить из здравого смысла. Большие колеса лучше едут по неровностям, т.к. легче их переезжают и стабильнее ведут себя при движении. Проходимость такого велосипеда выше при меньших трудозатратах. Но раскручивать их сложнее и проворности такому колесу немного не хватает.

На данный момент можно было бы рекомендовать выбирать колёса 26 дюймов или 27,5 дюйма. Это оптимальный равновесный размер. Но для начинающего, всё же лучше рассматривать классические колёса 26 дюймов. Они ещё и самые дешевые в обслуживании. Также, нужно учитывать ваш рост. Если рост небольшой, то найнеры будут неудобны для использования.

Тип рамы велосипеда

Здесь особое внимание нужно уделить геометрии, нежели материалам изготовления. Сегодня самый распространённый и хорошо зарекомендовавший себя материал – это алюминиевые сплавы. Их довольно много, но для выбирающего первый велосипед особой разницы нет. На рамах дешевых байков обычно красуется гордая надпись SUPER-PUPER ALUMINIUM ALLOY PRO. Это реклама, не имеющая смысла.

Стальные рамы используются всё реже и реже, но на недорогих велосипедах всё ещё встречаются. Есть и более дорогие стальные рамы типа DMR Bolt.

Также, применяется карбон. Но, опять же, новичку не стоит обращать на такие модели внимание. Карбоновый байк — это профессиональная техника, о которой рановато говорить. А главное, выбор карбоновой рамы — это тоже отдельное тайное искусство. Есть там свои подводные камни и экономить не стоит. Недорогие карбоноподобные рамы плывут на солнце. Поэтому, выбирать нужно тоже очень тщательно.

Геометрия рамы подбирается по росту велосипедиста. Правильный выбор – сложная задача для профессионала и искушенного любителя. Не будем усложнять себе жизнь. Будем рассматривать упрощенную методику.

Если велосипед первый, то выбирать его лучше лично и в магазине. Посидеть на нескольких разных моделях и прочувствовать каждую из них. Сложность лишь в том, что если этот велосипед первый горный, то без дополнительной настройки каждый вариант будет казаться дико неудобным. Поэтому, без опыта выбрать правильную геометрию не так просто. Отталкивайтесь от оптимальных размеров. Грубо 16 дюймов надо смотреть на рост 160-165 см. Лично моя рекомендация – брать велосипед чуть большего размера, чем вам необходим. Мне это нравится больше. При росте 172 см, я катаюсь на ростовке XL.

Рама может быть складная и нескладная. Если у вас нет острой необходимости возить велосипед постоянно внутри салона машины или нет проблемы свободного места дома, не советуем смотреть в сторону складных велосипедов. На рынке их довольно много, но это скорее вспомогательная техника или выбор человека, ограниченного свободным пространством. Написанное не означает, что складные велосипеды априори плохие. Среди них есть очень достойные модели. Но лучше, чтобы ваш первый велосипед был классический. Сделать хорошо складной велосипед сложнее, чем обычный.

Когда вы сядете на велосипед обратите внимание на следующее:

  1. Руки должны доставать до руля без напряжения, если вы сидите на седле по центру (не смещены ни назад, ни вперед). Не тянуться пальчиками к рулю, а свободно ложиться на руль.
  2. Спина должна быть расслаблена. Если вы уперлись в руль, то не должны ощущать, что сползаете с седла.
  3. Колени должны полностью распрямляться в нижней точки педали при педалировании. Не должно ощущаться дискомфорта.
  4. На седле должно быть удобно сидеть.

Тип рулевой колонки

безрезьбовая рулевая

Это отдельный и довольно долгий разговор. Про типы рулевых мы писали целую статью. Начинающему байкеру нужно запомнить только одно – если велосипед бюджетного класса, велика вероятность наткнуться на резьбовую рулевую. Они активно устанавливаются на самых простых горных велосипедах и дорожных велосипедах. Эта конструкция имеет один общий недуг – постоянный люфт. Именно поэтому, нужно обязательно обращать на это внимание. Далеко не всегда такая рулевая будет не надежна. Но часто на китайском железе эта проблема просто нерешаемая. К сожалению, если вы ищите именно складной велосипед, то там 90% рулевых резьбовые.

Как отличить такую рулевую? Очень просто – во всех случаях вынос будет вставляться внутрь штока вилки и держаться на распорке. В обратном случае, вынос будет выполнен как хомут.

Количество и типы амортизаторов

Тут тоже можно написать целую азбуку. Что важно знать новичку при выборе? Амортизаторы бывают разных типов (воздух, масло, эластомер) и имеют разный ход. Могут быть оснащены дополнительной блокировкой.

Чем более совершенный амортизатор, тем больше настроек имеется. Всё сказанное справедливо и для вилок.

Чем больше ход амортизатора, тем сложнее педалировать на ровной поверхности, но тем легче ездить по сложным участкам с корнями и камнями. Разве что, неплохо понимать связь амортизации и педалирования на неровных поверхностях. Подвес с небольшим ходом лучше справится с поставленной задачей на грунте и потребует от велосипедиста меньшего мастерства.

Не нужно гнаться за максимализмом. Лучше выбрать модель со средним ходом. Количество амортизаторов определяется вашим бюджетом. Очень неплохой хардтейл можно купить за треть суммы стоимости подвеса начального уровня. Наличие самих по себе амортизаторов не должно являться основным критерием выбора. Дешевые модели велосипедов даже с двумя амортизаторами едут хуже, чем качественный хардтейл. Также отмечу, что для новичка ситуация эта не настолько принципиальна. Если же всё же выбор пал на недорогой подвес, читайте ниже, как правильно проверить амортизаторы.

Покрышки

шипованая резина на велосипед

Обычно на всех велосипедах установлена неплохая универсальная резина, которая ходит пару сезонов. Поэтому, новичку нет смысла усложнять себе жизнь этим вопросом.

Ростовка рамы

Про это мы уже писали чуть выше и была статья про ростовку. Каждый велосипед рассчитан на определенный рост велосипедиста. Если размер подобран неправильно, то ездить будет неудобно. Каждый стиль катания предусматривает определённый размер рамы. Например, экстремальные дисциплины используют заведомом меньшую ростовку. Начинающему же байкеру лучше ориентироваться на рекомендованные размеры и не страдать как максимализмом, так и минимализмом. В дальнейшем, после появления глубокого понимания своих потребностей выработается понимание и вопроса правильной ростовки. Помните только один важный момент – современные велосипеды, в отличие от старых моделей, помимо разной длины подседельной трубы имеют и разные размеры основных элементов рамы.

Количество скоростей

переключатель задний

Параметр, которому по ошибке в начале велосипедной жизни уделяется излишнее внимание. На практике велосипедист, который не тренируется профессионально, использует 3-4 скорости. Но гонятся все за максимальным их количеством. Скорости в большом количестве потребуются лишь тогда, когда будет наработана базовая техника катания. В остальном, чаще всего вы будете пользоваться передними звездами в количестве трех штук. Количество скоростей на велосипедах разное и компоновка оборудования тоже различна. Например, на подвесах для фрирайда ставится одна звезда впереди и 8-9 звезд на кассете. Варианты реализации переключения тоже могут быть разными. Например, существуют втулки с внутренним переключением передачи. Именно поэтому, при выборе велосипеда не нужно уделять количеству скоростей слишком много внимания. Обратите внимание на главное – наличие у велосипеда пониженной, средней и повышенной передач.

Тип и уровень навесного оборудования

В наше время на каждой велосипедной железке стараются влепить надпись Shimano. Следует понимать, что это далеко не всегда шимано. Уровень оборудования – это сложный вопрос. Для упрощения выбора на начальном этапе можно исходить из самого простого – чем больше металлических частей, тем лучше. Манетки же лучше выбирать триггерные. На бюджетном велосипеде найти хорошее оборудование очень сложно и работать оно будет всегда с провалами и промахами. Хотя, качественная настройка позволяют значительно изменить ситуацию.

Тип тормозов

Ещё одно отличие всех велосипедов – это тормоза. Тормоза бывают дисковые, вибрейки и барабанные. Здесь есть волшебное слово «дисковые тормоза». Имейте в виду, что некачественные диски работают хуже, чем клещи вибрейки. Поэтому, при выборе бюджетного велосипеда не стоит выбирать именно дисковые тормоза. Традиционно достойные недорогие тормоза делает фирма Тектро. Почти всегда они работают на достойном уровне. Если бюджет позволяет, то можно купить и гидравлику. Рассматривайте те же самые тормоза от тектро. Хорошие вибрейки тоже не стоит обходить стороной. Это проверенная временем надежная конструкция, которая имеет свои минусы, но от работает не хуже.

Как выбрать хорошие тормоза? Да очень просто. Знание фирм тут особенно не поможет. Ведь у нас же всё шимано. Зажмите поочередно колеса во время их движения. Должен послышать резкий шорох без скрипов. При попытке провернуть колесо с зажатой ручкой вы почувствуете, как будто два сухих кирпича трутся друг об друга, а колесо при этом почти не будет проворачиваться. Если раздается скрипящий звук, а колесо как будто проскальзывает, рассмотрите другие варианты велосипедов. Порой колодки не соответствует диску или ободу. В этом случае, при малейшем намокании или замерзании тормоза перестанут вменяемо работать.

Читайте также на KryptoBike:  Веломобиль

Если же велосипед оснащен барабанными тормозами – это почти всегда гарантия их стабильной работы. Сложность только в том, что их сегодня ставят только на односкоростные самые простые дорожные велосипеды.

Картека и втулки

На этот пункт следует обратить особое внимание. Втулки сегодня бывают на промышленных подшипниках (промах) и шариках. Лучше всего выбирать втулки на промах. Но, к сожалению, это редкий случай для бюджетных вариантов. Поэтому, в большинстве случаев, вам достанутся подшипники на шариках. В этом нет ничего страшного. Они достаточно надежные, но требуют большего внимания и обслуживания. А вот если рассмотреть каретки – то тут ни в коем случае нельзя покупать каретку на шариках. Нужен пусть и самый недорогой, но вариант на картриджах. Отличить его довольно просто. Все устаревшие каретки с шариками не делались под специальный шлицевый съемник. Проблемы тут две – каретка постоянно разбалтывается аналогично рулевой (читай выше) и в отличие от рулевой не подлежит вменяемому обслуживанию. Гайка имеет настолько низкие грани, что схватить её очень сложно. Так что при выборе обратите особое внимание на каретку. Обязательное требование – это картридж.

К системе крепления шатунов требований меньше. Конечно же, шлиц получше, чем квадрат. Но это не настолько принципиально.

Тип седла

Сёдла бывают мужские и женские. Для разных стилей катания лучше выбирать определённое подходящее седло. Неправильно подобранное седло будет приводить к дискомфорту. Чаще всего на велосипеде уже установлено универсальное унисекс седло, которое окажется удобным.

Лучше при выборе посидеть на разных моделях велосипедов с разными седлами и понять, чем они различаются на практике. Не должно возникать никаких неприятных ощущений.

При этом, тут есть тоже одно заблуждение. Считается, что большое седло – это удобно. Для некоторых стилей катания это действительно так. Но если поставить широкое седло на начальный горный велосипед, ездить будет очень неудобно. Напротив, пользователи боятся слишком узкого седла. Это тоже не правильно.

Тип руля

Про типы рулей у нас есть отдельная статья. Новичку не нужно влезать в дебри. Подойдет и обычный руль, который установлен на вашем новом велосипеде. Разве что, ширина хвата подгоняется под вас. Т.е. руль должен иметь запас на подпиливание. Чем шире будет руль, тем лучше. Спилить лишнее можно всегда.

Багажник и крылья

Покупатели редко задумываются, что это довольно важный вопрос. На картинках и в рекламах обычно бравый велосипедист летит по лужам и рассекает броды без крыльев. На деле всё это гораздо печальнее. Да, проехать по ручью на природе летом – это отлично и приятно. Но чаще потребуется рассекать грязные лужи на асфальте при не особенно приятной погоде. Поэтому иметь возможность поставить крылья довольно важна. Правда, современные крылья для велосипеда можно поставить почти на любой велосипед. Но сразу стоит подумать, что если велосипед будет именно туристическим и рабочей лошадкой, то намного лучше полноразмерные крылья, да ещё и с брызговиками. Такие крылья можно поставить только на хардтейл, хотя и некоторые подвесы имеют хороший задний треугольник.

Про багажник тоже не забывайте. Порой требуется перевезти небольшой груз, который в багажнике едет лучше, чем на спине. Ну а если вы хотите перевозить ребенка на велосипеде или поставить корзину для перевозки собаки,  то обязательно нужно подумать про рамный багажник. Конечно же, можно поставить и другие типы багажников, но классику ещё никто не обошёл.

На велосипедах, где можно будет дополнительно поставить крылья и багажник, обычно содержатся дополнительные точки крепления.

Вес и эргономика

Велосипеды имеют разный вес, что логично. Чем выше класс оборудования, тем велосипед легче. Особое значение весу придавать на начальных стадиях катания не нужно, но понимать принцип чем меньше-тем лучше очень полезно. На практике найти сочетание всех факторов в бюджетном велосипеде не возможно.

Про эргономику тоже следует написать отдельный учебник. Но отметим один важный момент – велосипеды бывают удобные и неудобные. Noname китайский велосипед при прочих равных условиях может оказаться неудобным. Как это проверить? Только при личном тесте. Достаточно завалить рулевую рамы на несколько градусов и велосипед уже станет неудобным.

Промежуточный итог

Из всего вышеперечисленного, мы видим, что самое важное при выборе нового велосипеда – это выбрать именно безрезьбовую рулевую, каретку нового типа не на шариках, не переплачивать за амортизаторы, если они не способны работать, проверить тормоза и попробовать велосипед в деле хотя бы в магазине, т.к. иначе, без наличия опыта, не получится подобрать подходящий удобный вариант. Остальные факторы являются менее значимыми.

Как проверить новый велосипед и оценить техническое состояние?

После того, как есть представление о том, что нужно выбирать, нужно поговорить про проверку нового велосипеда. Ведь производственный брак – далеко не редкий случай. И, к сожалению, не все продавцы честно скажут об этом. Допустим, вы выбрали один из велосипедов в магазине. Что нужно делать дальше?

  1. Осмотрите внимательно велосипед на предмет повреждений. Вмятины, сколы, глубокие царапины не допустимы. Также проверьте шлицы болтов и гайки, они не должны быть свернуты. Все точки не должны иметь следы многократного использования.
  2. Если рама алюминиевая, что вероятнее всего, вам и встретится, проверьте бегло сварные швы на наличие трещин. Конечно же, микротрещины глазами не увидеть, да и мелкие трещины вы не заметите, но откровенное безобразие сразу бросится в глаза. Швы должны быть аккуратненькие без следов шлифовки.
  3. Теперь проверьте вилку. Частый производственный брак – наличие люфта штанов вилки относительно ног. Если велосипед бюджетный, то скорее всего, установлена некачественная вилка с врождённым люфтом. Лучше, чтобы этого не было. Но если вариантов немного, можно купить и вилочку с люфтом, но не более 3-5 мм. Сказанное относится строго к бюджетным вилкам. Качественные вилки не должны люфтить ни под каким предлогом. Для проверки покачайте штаны вилки относительно её ног руками. Стесняться это делать не нужно. Ход вы сразу ощутите. Дальше проверьте все имеющиеся регулировки и ход вилки. Даже самая плохая вилка будет работать, хотя возможно не совсем качественно.
  4. Если задний амортизатор имеется, проверьте и его. В свободном состоянии не должен ощущаться люфт. Покачайте велосипед в вертикальной плоскости за седло, не отрывая заднее колесо от пола. Если ощущается легко постукивание – попросите другой велосипед. Задний амортизатор, также, как и вилка, должен работать. Покачайте весь амортизатор руками, никаких лишних стуков и степеней свободы чувствоваться не должно.
  5. Если рама двухподвесная, то также нужно проверить шарниры и линки. У некоторых моделей это больное место. Поставьте велосипед на оба колеса, возьмитесь руками за каждый шарнир и поочередно покачайте соединения друг относительно друга. Если не ощущается постукиваний, то всё в порядке. Даже минимальный ход не допускается. Если это проглядеть, то можно купить велосипед с убитой рамой и никакая гарантия тут уже не поможет. В лучшем случае, поможет перепрессовка подшипников.
  6. Теперь проверьте втулки обоих колёс. Покачайте каждое колесо за обод относительно рамы. Если в районе втулки почувствуется характерный тын-дын, значит втулка или не настроена, или с дефектом. В обоих случаях нужно просить новый велосипед. Переверните велосипед и установите его на руль и седло, теперь прокуртите оба колеса – они должны свободно вращаться, а тормоза не должны тереть.
  7. Проверим и сборщика колёс. Колесо должно быть ровным, не иметь восьмерок и яиц. Это обычно видно визуально. Небольшое отклонение допускается.
  8. Аналогично втулкам, проверим и каретку. Поставим велосипед опять на оба колеса и за обе стороны выступающих шатунов покачаем весь узел. Если при этом люфт не ощущается, то усложним ситуацию и покачаем каретку за крайние точки шатунов. Никаких стуков и люфтов возникнут ьне должно. Разве что, если вы возьметесь за педальки, то они могут иметь небольшой ход. Поэтому, не путайте источник люфта.
  9. Аналогично покачайте и рулевую колонку.
  10. Теперь проверим тормоза и работы навесного оборудования. Пока железяки новые, даже оборудование невысокого класса должно работать идеально или практически идеально. Поэтому, смело переключаем скорости по всему имеющемуся диапазону. Всё должно работать. Тормоза также должна работать! Кроме того, в тормозах не должно ощущаться раскачивание или не должен быть слышен стук.
  11. Если выбирается более дорогая модель и на ней установлены гидравлические тормоза и масляные амортизаторы, обязательно удостоверьтесь, что системы не текут. Для этого как следует поработайте амортизаторами и пару раз с силой сожмите тормоза. Любое появление сопливости и подтеков на системах не допускается. Ноги вилки и шток амортизатора не должны покрыться маслом. Системы амортизаторов и тормоза не должны содержать следы вскрытия и уж тем более, трещины.

В вилке или амортизаторе может и не оказаться масла, а в тормозной системе – тормозной жидкости. В этом случае вилка (как и амортизатор) будет проваливаться и отскакивать очень быстро со стуком, а тормоза после нажатия будут проваливаться.

  1. Если выбор вдруг дошел до систем амортизации с подкачкой, то проверьте ниппели. Там установлены стандартные автомобильные ниппели. Спустите воздух пальцем и попросите продавца заново накачать систему.

Обратите внимание

Любой новый велосипед даже невысокого класса должен работать очень хорошо и не иметь описанных ранее дефектов. Надеемся, что вопрос как выбрать велосипед для вас теперь не настолько сложен. Часто продавцы используют некоторые хитрости, о которых нужно знать. Например, повреждения на раме заклеиваются ценниками или наклейками, а люфтящий узел обтягивается гайками до такой степени, что перестаёт двигаться. Но и люфтить тоже перестает. Все эти хитрости довольно легко выявить, просто будьте внимательными.

 

 

Один комментарий

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.