Горный велосипед

xc

Одним из самых распространённых на сегодняшний день типов велосипеда является горный велосипед (или Mountain bike). Он специально разработан для катания в условиях бездорожья и экстремальных нагрузок. Изначально, классический горный велосипед не предполагал выполнения специальных трюков. Задача состояла в том, чтобы велосипедист мог проехать везде, где ему захочется.

Первый горный велосипед представлял из себя самодельный аппарат, на котором были установлены широкие покрышки и всё было ориентировано под бездорожье. Заметив такой самодельный велосипед, одна из фирм не осталась равнодушной, и выпустила первую пробную партию горных велосипедов в размере 9 штук. Несмотря на высокую стоимость, партия разошлась рекордно быстро. После этого все производители велосипедов заинтересовались данным направлением.

Велосипедный мир захлестнула новая волна — благодаря парням, которые заезжали на машине в горы и потом, ради забавы, скатывались вниз по сложным маршрутам на полу-самодельных аппаратах, стало возможным новое восприятие велосипеда. Теперь это был не просто городской транспорт, предназначенный для ровных дорожек и умеренной, расслабленной езды, а целый мир новых возможностей, которые в последующем переросли в экстремальные дисциплины. Горный велосипед всегда был, есть и останется символом свободы и одновременно романтической души. Mountain bike — это не просто велосипед. Это символом определённой культуры и самовыражения человека.

Современный горный велосипед имеет прочную раму со специфической геометрией, прочные колёса, широкие покрышки, прямой руль, набор передач (но при этом синглспиды также используются), надёжные тормоза.

Направление горного велосипеда предусматривает подразделение на большое количество дополнительных групп. Каждая группа появилась из-за узкой специализации той или иной дисциплины.

Горные велосипеды делятся на следующие классы.

Ригиды — жёсткая рама, не имеющая амортизатора. Практически не используются на сегодняшний день, но подходят для соответствующего типа катания. Как правило бюджетные модели.
Хардтейлы — имеют амортизированную вилку. Ход вилки может варьироваться от 80 до 200 мм.
Двухподвесы — помимо вилки с амортизатором оборудованы задней подвеской. Подразделяются дополнительно на короткоходные и длинноходные.
Софттейлы – двухподвес, нижний шарнир которого фактически отсутствует. Подвижность в данной точке обеспечивается упругой деформацией перьев рамы. Ход такой рамы небольшой.
Фэтбайки – велосипед с толстыми колесами. Выделяется в отдельное направление и класс, однако иногда относится и к горным.

На горных велосипедах устанавливаются упрочнённые двойные или даже тройные обода. Также встречаются и одинарные. Самый распространённый диаметр колеса 26″ дюймов, хотя 24″ дюйма также используется (обычно для упрощения выполнения трюков). В последнее время приобретают известность так называемые найнеры – размер колеса 29” дюймов. Сравнительно новым стандартом для горного велосипеда является размер колеса 27,5” дюйма.

Покрышки используются различной ширины – от 1,9 до 3,0 дюймов. Протектор выбирается в зависимости от покрытия.

Система тормозов представлена механическими или гидравлическими дисковыми тормозами высокой эффективности. Колодочные Ви-брэйки сегодня практически не используются, однако все дешевые модели продолжают выпускать именно с этим типом тормозов. Втулочные тормоза в горном велосипеде не используются.

Количество скоростей у горных велосипедов достигает 27. Меняется в зависимости от  конкретной дисциплины. Руль применяется либо прямой, либо частично v-образный (мотостайл). Никогда не используются рули, напоминающие чёперные (высокие и сильно изогнутые). Педали устанавливаются как контактные (контакты), так и бесконтактные (топталки). Ростовка рамы горного велосипеда встречается также различная. Распространены размеры 14″,16″,18″, 20”.

Горный велосипед включает следующие дисциплины.

Кросс кантри (XC) – спортивная дисциплина, требующая от спортсмена хорошей физической подготовки. Ориентирована на скорость и выносливость.

кросс-кантри

Необходимо уметь полностью контролировать велосипед. Используются или короткоходные двухподвесы, или хардтейлы с короткоходной вилкой. Посадка высокая, велосипед максимально облегчен. В широких кругах экстремальных горных велосипедистов приверженцев кросс кантри часто неоправданно высмеивают. Бытует мнение, что кросс кантрийщики катаются по тропинкам в лесу, а трассы простые и не интересные. На деле же, трасса часто аналогична по уровню так называемому мини даунхилу, но без длинных пролётов, и дополнена сложными подъемами. Спортсмена не спасает мягкий велосипед.  Стоит отметить, что для романтика это самая приемлемая дисциплина, так как позволяет человеку преодолевать большие расстояния на природе, подниматься в гору, не лишена элементов экстрима и требует хорошей техники катания. Трассы для кросс кантри как правило весьма живописны и очень интересны.

Кросскантри включает в свою очередь так называемое Эндуро (Enduro). Его часто называют кантрийным фрирайдом — экстремальное направление в кросс кантри. Спуск по пересечённой местности, по протяженным трейлам без трюков и длинных пролётов с незначительными подъемами. Рассматривает каждое препятствие (вылет, дроп) как должную часть пути. Известны такие стили как бэккантри (байкер сначала спускается с горы, а затем вкручивает по этому же маршруту в верх) и апхил(интересует только сам по себе подъем в гору).
На велосипеде для кросс кантри нельзя кататься ни в какой другой дисциплине. Не предусматривает трюкового катания. Однако, информация о малой прочности таких велосипедов сильно преувеличена. При хорошей технике катания позволяет гораздо больше, чем можно себе представить.

Дёртджампинг (MTB Dirt Jumping)  дисциплина горного велосипеда, построенная на выполнении трюков при прыжках на так называемых дёртах. Дёрт — это искусственное препятствие определённого вида. Чаще всего это насыпь из земли и глины, укреплённая как вариант брёвнами. Трюк выполняется в полёте (после вылета). Распространены бэкфлипы, тэйблтопы, супермены и подобное.

Используются хардтейлы или ригиды. Короткоходная вилка. Велосипед требуется надежный и прочный, с низкой ростовкой. Часто велосипедисты снимают с велосипеда даже тормоза. В последнее время используются и короткохдные подвесы с ходом подвесок до 130 мм. Как правило, велосипед оборудуется одной передачей.

Фрирайд (FreeRide) -дисциплина горного велосипеда, которая фактически означает свободное катание.

фрирайд

Существуют:

Классический фрирайд — обычно под этим принято понимать спуск с горы без подготовленной трассы с естественными препятствиями. Отличается от эндуро сложностью, углом спуска и количеством препятствий. Используется длинноходный подвес, либо хардтейл с упрочнённой рамой и длинноходной вилкой.

Дроппинг – велосипедист спрыгивает с препятствия, называемого дроп. Дроп это своеобразная ступенька, образованная искусственным или естественным путём. Высота сотавляет от 50 см до нескольких метров. Предполагается, что велосипедист после длительного полёта должен приземлиться на склон. В этом случае траектория движения будет соответствовать положению верхней лини приземления и удар сгладится. Используются преимущественно длинноходные подвесы, с широкой резиной. Устанавливается двухкоронная вилка.
Норшор (NS) — стиль появился в Канаде, и получил название по месту своего появления. Велосипедисты строят различные препятствия из дерева, имеющие сложные формы и образуют из них трассу-связку. На такой трассе встречаются деревянные качели, дропы, различные кольца, узкие участки.

Слоупстайл – катание на горном велосипеде по специально подготовленным трассам с препятствиями. Дисциплина, близкая к дёртджампингу и норшору. Одна из самых зрелищных для зрителя. Этот стиль заимствован из сноубординга, и подразумевает смесь всех самых жестоких и сложных для выполнения трюков.

Урбан фрирайд — фрирайд в условиях каменных джунглей. Велосипедист прыгает с высоких парапетов, съезжает по лестницам и использует ландшафт города.

Триал – отдельная дисциплина, предусматривающая преодоление препятствий, причём препятствия эти весьма различны и на первый взгляд непобедимы. Это бочки, мосты, заборы. Касаться земли ногами при этом нельзя. Основная идея здесь — полное освоение прыжков и умение удерживать баланс. Триалистов очень легко узнать по стилю их езды и набору трюков, свойственных только им. Велосипед для триала очень легко отличить от любого другого горного. Тут минимальная ростовка рамы, возможно отсутствие сиденья, используется жёсткая вилка. Разновидности триальных велосипедов — это сток, специально ориентированный и переоборудованный под триал и мод, который и велосипедом в классическом понимании уже не назвать. Требуются хорошие тормоза.

Стрит (Street)— для стрита подходят дёртовые велосипеды, однако рациональнее ставить покрышки без агрессивного протектора. Представляет из себя различные связки из трюков, которые вполняются на улицах города. Включает в себя как набор трюков из классического МТБ, так и свои уникальные. Основные препятствия-это бетонные лестницы, переходы и прочий городской рельеф. Отличается от урбан фрирайда ориентированием на конкретный трюк вместо длительного экстремального катания по маршруту.

Даунхил (MTB downhill) — скоростной спуск с горы по подготовленной трассе. Главная цель преодолеть трассу за наиболее короткое время и доехать живым до конца трассы. Велосипед представляет из себя некого монстра, с гидравлическими дисковыми тормозами, широкими покрышками, усиленной рамой.

Байкеркросс (4х) — гонки по специально подготовленной грунтовой трассе с трамплинами и препятствиями. Одновременно стартуют 4 велосипедиста (реже 6). Два участника, победивших в соревновании переходят на следующий этап, и так продолжается до чьей-то полной победы. Велосипед здесь — это хардтейл или короткоходный подвес. Вопрос веса также актуален, поэтому выбираются лёгкие байки с широкими покрышками.

Дуал (2х) – аналогична байкеркроссу, но, как следует из названия, подразумевает соревнования двух велосипедистов.

Оллмаунтин (All mountain) —  сравнительно новая и популярная дисциплина, которая включает в себя элементы каждого из стилей катания по принципу «всего понемногу». Велосипеды для этого стиля катания являются наиболее универсальными, хотя следует помнить, что для чистого дертджампинга или дропинга не подойдут. Такой велосипед будет относительно легким, довольно прочным и удобным для простых трюков.

При выборе горного велосипеда очень важно определиться с предполагаемой дисциплиной катания. Это позволит не делать столь распространённых ошибок, которые свойственны всем новичкам. Например, прыгать дёрты на кантрийном велосипеде, опасно для здоровья. Универсальный велосипед всегда будет гораздо более полезен и удобен, чем ориентированный на конкретную дисциплину.

 

Комментировать