Гидравлические или механические тормоза выбрать для велосипеда?

При выборе велосипеда или проведении замены компонентов часто возникает вопрос, какой вариант тормозной системы стоит устанавливать на велосипед. Выбор чаще всего предопределяется уже установленными на велосипед тормозами, поскольку менять что-то кардинально бывает очень дорого (и не всегда возможно технически).

Наиболее распространенные типы велосипедных тормозов сейчас – это дисковые тормоза, ви-брейки или втулочные тормоза.

Нас, в большей мере, интересуют именно дисковые тормоза, поскольку гидравлические ви-брейки – это большая редкость.

Тормоза бывают гидравлические и механические. Для того, чтобы сделать правильный выбор между этими типами, нужно понимать принцип работы тормоза велосипеда.

Как работают тормоза велосипеда

Любая конструкция тормозного механизма подразумевает, что к крутящейся части (например ротеру или ободу) прислоняется неподвижная часть, жестко зафиксированная на раме велосипеда или вилке. Примерно также работает и втулочный тормоз, только механизм спрятан внутри корпуса втулки.

Подвижная часть, например роутер, выполнена из материала, обладающего специальными свойствами. Он сохраняет свою форму и параметры после перепадов температуры и обладает хорошими фрикционными показателями.

ротер велосипедный

Неподвижная часть обычно представлена тормозными колодками. Они изготовлены из специального фрикционного материала, обладающего высоким коэффициентом трения. Колодки и роутер образуют пару трения.

колодки велосипедные

Колодки обычно подводятся к ротеру (в случае использования дисковых тормозов) с помощью специального суппорта или тормозной машинки. Суппорт жестко закреплен на раме и позволяет передвигать колодки в торцевом направлении.

Для того, чтобы колодки перемещались внутри суппорта, механизм их подачи и сближения нужно соединить с тормозной ручкой на руле. Именно здесь и проявляется конструктивное различие между механическим тормозом и гидравлическим тормозом.

Чем отличаются механические и гидравлические тормоза велосипеда

В механическом тормозе ручка на руле соединяется с суппортом, который умеет перемещать колодки, с помощью самого обычного тросика. Нажимаете на ручку и колодки как за веревочку передвигаются к роутеру. Это классическая технология. Она используется уже долгие годы и применяется, например, в ручном тормозе автомобиля.

В гидравлическом тормозе роль тросика, который прижимает колодки к диску, выполняет гидролиния. Сама же тормозная машинка адаптирована для использования с жидкостью. Технология тоже далеко не новая, но в велосипедной среде используется относительно недавно.

Устройство типичной тормозной гидравлической системы

Гидролиния – это обычная трубка, внутри которой находится тормозная жидкость любого типа. С одной стороны этой гидролинии установлена тормозная ручка, которую нажимает велосипедист. В ручке организована система поршней, который начинают выдавливать жидкость по трубке.

Читайте также на KryptoBike:  Велосипед с мотором

С обратной стороны на трубке установлена тормозная машинка, снабженная также системой поршней. Она «принимает» перемещение жидкости и передает нажатие на колодки, сжимая их. Эффект возможно достичь благодаря тому, что жидкость является несжимаемой.

Гидравлические или механические тормоза выбрать?

Вопрос выбора полностью зависит от вас. Предлагаю просто ознакомиться с достоинствами недостатками гидравлических тормозов и сравнить их механическими.

1. Стоимость нового комплекта и стоимость обслуживания

Дисковые гидравлические тормоза обходятся дороже, чем механический аналог. Правда, разница это не особенно ощутимая. Например, запасные колодки имеют одинаковую стоимость. Ремонт же основной части механизма (при условии выбора качественного оборудования изначально) требуется редко.


2. Эффективность торможения

Дисковые гидравлические тормоза имеют большую эффективность торможения. Часто в конструкции используется принцип соотношения площадей поршней, благодаря чему на выходе получается большее усилие.

Тросик у механики обычно имеет свойство растягиваться, а жидкость не сжимаемая.

Другое дело, что для решения задач большинства велосипедистов, механического тормоза полностью хватает. Но если рассматривать профессиональное использование, например в даунхилле, то тут стоит выбрать гидравлику. Механика же хорошо подойдет или для прогулочного велосипеда, или для старта в экстремальном катании.


3. Сложность обслуживания и надежность

У дисковой гидравлики есть одно скверное качество – гидролиния может порваться, жидкость может вытечь. Сальники имеют свойство течь и сопливить. Могут появляться пузыри воздуха, что снижает эффективность. Правда происходит это на хороших моделях раз в три-четыре года или реже.

Если вы отправляетесь в дальний поход или не хотите тратить силы/время на сложный ремонт гидры, то можно остановиться и на механике. С учетом того, что эффективности механики вам достаточно. Механический тормоз всегда проще в обслуживании.

Полевой ремонт гидравлического тормоза практически невозможен, тогда как механический тормоз можно починить, имея просто кусочек тормозной рубашки и тросик.

Однако, гидравлический тормоз хорошего качества ломается очень редко и лишен таких радостей, как постоянная регулировка положения колодок, растягивающийся тросик или превращение тросика в мочалку. При износе гидролиния не начинает препятствовать перемещению жидкости и гидравлика всегда работает стабильно, а вот механика после пары лет использования начинает ощутимо барахлить и требует приложения руки.

Читайте также на KryptoBike:  Туринговый велосипед

4. Вес собранной системы

Тут даже и обсуждать особенно нечего – гидравлический тормоз всегда легче.


5. Самостоятельная установка нового комплекта

Соизмерима по сложности, так как гидравлический тормоз продается уже прокаченным и готовым к установке. Остается только его правильно поставить. Это не сложнее, чем поставить механику.


6. Запасные части

На рынке можно легко найти запасные части как для одного типа, так и для другого. Главное не увлекаться нонейм брендами.


7. Ресурс

Гидравлические тормоза имеют больший ресурс безотказной работы.


8. Разница в цене

Разница в цене зависит от выбранной модели. Часто хорошая механика отличается от гидравлики всего на 30-40%.


Советы по выбору

Прямо говорить, что одно хорошо, а другое плохо нельзя. При окончательном выборе нужно взвесить все за и против и ответить для себя на следующие вопросы:

1. Устраивает ли меня разница в цене?

2. Нужно ли мне иметь возможность оперативно отремонтировать тормоз в походе?

3. Нужны ли мне усложнять конструкцию, если я катаюсь только по лесным тропинкам и асфальту?

4. Важен ли общий вес велосипеда?

От себя добавлю, что для современного велосипеда, который используется на любительском уровне и именно как спортивный снаряд, лучше выбрать гидравлические тормоза. Для простого же велосипеда подойдет любой вариант тормозной системы.

Самый плохой расклад – это прийти в магазин, где торгуют полу-китаем и поддаться на уговоры продавца купить «вот этот вот супер-велосипед с двумя амортизаторами дискавыми тармазами гидравлическими и тремя катафотами всего за столько-то рублей». Исходите из здравой логики и не позволяйте использовать гидравлические тормоза, как способ продать себе неясный велосипед.

 

Один комментарий

  1. Я совсем не специалист и не фанат велоспорта. С интересом прочитал несколько статей на этом сайте. Но в этой статье не увидел ничего особенно интересного. На мой взгляд она написана для совсем уж несведущего в технике человека. Могу даже добавить от себя, что гидравлические и механические тормоза СИЛЬНО отличаются по ощущениям при работе с ними. У механики ход ручки достаточно тугой (трение тросика дает знать), негладкий и нечеткий. Т.е. Когда тянешь ручку, чувствуется сопротивление, шуршание тросика об оболочку, а в момент начала торможения нет резкого увеличения сопротивления — за счет пружинистости тросика усилие размазано и момент торможения ощущается как начавшееся сопротивление качению, а не как противодавление на ручке. Так же дозировать усилие более трудно — представьте что вы едите суп ложкой, но держите ложку не за её ручку, а за удлиняющую палку см 30 из гибкого материала. Сколько раз при этом вы промахнетесь мимо рта? Вот у гидравлики ощущение совсем другое. Плавность и легкость при свободном ходе рукоятки и четкое ощущение препятствия, когда колодки встречают диск. Ощущение что вы давите рукояткой непосредственно на сам этот диск, а не через какие-то промежуточные звенья. Это само по себе резко увеличивает информативность торможения — проще дозировать усилие, не блокируя колеса за счет того что это усилие четко ощущается. И это само по себе приятное ощущение использования механизма, который как бы является продолжением твоей руки, а не инородным посредником, мешающим взаимодействию с механизом тормоза! И заметьте — у меня на велосипеде никогда не стояли гидравлические тормоза — я только один раз проехался на велосипеде с ним и сразу всё понял! Правда при этом у меня стаж автоводителя 20 лет — как должны себя вести тормоза уж я то знаю…
    А минусы — как раз цена. Да, не надо сравнивать верхний уровень тросиковых тромозов (где цена больше за бренд и красивые глазки) с нижним сегментов гидравлики. Надо сравнивать аппаратуру одного уровня — начальный с начальным, средний со средним и т.д. В таком случае цена отличается в разы. И если не брать велики ценой за 100 тыс+, а нормальный человеческий бюджетный вели до тысяч 35, то, конечно, само наличие гидравлических тормозов может взвинтить цену до непомерной (продаваны всегда не упустят случая накрутить еще сотню процентов за модную хрень). Нужно купить просто велик, а потом уже, со временем выбрать и купить другие тормоза. Если будет такое желание. Ну и да, если вдруг потечет или не дай бог лопнет в неподходящий момент — не починишь на коленке.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.