Довольно известной экстремальной дисциплиной горного велосипеда можно назвать фрирайд. Само по себе слово фрирайд очень широко распространено и используется практически во всех направлениях спорта. Его можно встретить и у сноубордистов, и у лыжников, и во многих других видах спорта. Важно отметить, что и в веломир это слово перекачивало из экстремальных горных лыж. Сам стиль в велосипедном его понимании, известен с 1980 года.
Такое распространение стиль получил благодаря своей широте. Ведь фактически, само название означает абсолютную свободу. Эта свобода может быть использована спортсменом по его усмотрению.
Описание стиля и его особенности
В велосипедном спорте понятие фрирайд чаще всего ассоциируется со спуском по неподготовленной трассе (что отличает его от даунхилла), хотя и не исключает обратного. Этот стиль объединяет сразу все экстремальные направления и одновременно содержит их элементы. В классическом понимании велосипедист должен проехать по совершенно неподготовленной трассе, среди гор и перелесков. Отсюда и название – еду, куда хочу и как хочу! Соответственно, это одна из самых сложных и зрелищных дисциплин горного велосипеда. Ведь спускаясь с горы, спортсмен может попадать в самые различные передряги – дропы в никуда, съезжалки по вертикальным скалам, вылеты с естественных трамплинов.
Катание происходит в любую погоду. Поэтому, постоянный спутник фрирайдера – это грязь, пыль и броды горных рек! При всем этом, спортсмен, вылетая на длинных пролетах, должен (или может, если это не соревнования) успевать делать сложные трюки.
Прекрасным примером соревнований в стиле фрирайд является RedBull Rampage. Отличительной особенностью стиля также является масштаб препятствий. Постоянная склонность к максимализму отличает фрирайд от эндуро.
Байк для фрирайда
Соответственно, и байк для такого рубилова требуется качественный и прочный. Используются мощные двухподвесы с приличными ходами спереди и сзади. Рассматриваются варианты от 200 мм. Тормоза гидравлические, многопоршневые. Размеры роторов не менее 200 мм. Используются специальные роторы с улучшенным теплоотводом. Резина выбирается мягкая и цепкая. Необходимо, чтобы шина не только держалась на любой поверхности, но ещё и амортизировала сильные удары. Обода у колёс обычно двойные или тройные. Весь велосипед в сборе – это конструкция, которая больше напоминает мотоцикл с педалями. Вес её соответствующий. Несмотря на то, что это кажется абсурдом, иногда используются и прочные хардтейлы, которые оснащены длинноходной вилкой.
К велосипеду для фрирайда предъявляются самые жесткие и серьезные требования. Ведь он напрямую определяет безопасность спортсмена. Небольшая поломка может стоить жизни.
Подстили
Помимо классического фрирайда, который включает в себя все возможные и невозможные элементы и приемы катания, в результате развития стиля образовалось подразделение на дополнительные составляющие.
Были определены и выделены новые подстили, которые сегодня воспринимаются как отдельные направления катания. К таким стилям относятся дроппинг, дерт джампинг, слоупстайл, урбан фрирайд или стрит и нортшор. Помимо этого были определены облегченные версии фрирайда, а именно эндуро, лайт-фрирайд и даже алл-маунтин. В классическом понимании, фрирайдер совмещает во время катания все эти элементы в едино. Собственно, без этого и не получится кататься. Ведь достаточно один раз увидеть горы и будет ясно, что все эти подстили обязательно будут использованы. Кроме, пожалуй, трюкового катания.
Для каждого из подстилей сформировалось использование отдельного типа велосипедов. Хоть изначально это и были подвесы, в результате доработки под стиль они значительно изменились.
Теперь рассмотрим эти подстили повнимательнее:
Дроппинг – это прыжки на велосипеде с плоских поверхностей вниз. Характерно, что поверхность не обязательно должна быть горизонтальной. Дропы бывают совершенно разные. Главное отличие от трамплина – отсутствие вылета. Происходит контролируемое падение, но не вылет.
Дерт джампиг – прыжки с дертов. Сегодня это полноценная и самостоятельная дисциплина горного велосипеда. Спортсмен выполняет совершенно немыслимые трюки на ограниченных секциях. Основная фигура – трамплин. Хотя встречаются и небольшие дропики.
Урбан фрирайд или стрит – это симбиоз экстремального горного велосипеда и городского пространства. Спортсмены используют городской ландшафт для получения острых ощущений. Прыгают с пролеток (лестниц), прыгают на плоскость, выполняют различные красивые трюки во время катания.
Норшор – катание по специально подготовленным мостикам и деревянным конструкциям. Изначально появилось как способ преодолеть совсем сложные участки, а в результате вылилось в новое направление. В классическом фрирайде мостики строились для улучшения проходимости участка. Например, мостиком можно было накрыть канаву, которая мешает полноценной разгонке на сложный вылет. Теперь же, из нортшоров строят целые деревянные города. Правда в России это направление в качестве отдельного стиля практически не прижилось.
Слоупстайл – относительно новая дисциплина во фрирайде, которая подразумевает выполнение связки трюков на сложнейших секциях из ряда фигур. Фигуры, в отличие от дерт джампинга, намного более серьезные и сложные для прохождения.
Эндуро – это облегченная версия фрирайда. Воспринимается скорее как экстремальное кросс-кантри. По сути разница с классическим фрирайдом лишь в том, что нет совершенно немыслимых пролетов и трассы выбираются более простые, но при этом и довольно техничные.